Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Цель предприятия, организация и управление. 3.6. Социально-экономическая система 3.6. Социально-экономическая система
В разделе 3.2. отмечалось, что «деятельность человека полимотивирована» и «организация деятельности человека – это формирование мотивов (социальных и личных) – достижение предмета которых человек ставит своей осознанной целью». Это говорит о том, что организационная система предприятия должна быть полимотивирована и быть социально-экономической. Иными словами при выдаче задания формировать у сотрудника и социальные мотивы развития предприятия и общества, и личные мотивы основанные на вознаграждении.
Два крайних случая такой системы – это экономическая система (раздел 3.4.) и социальная система (раздел 3.5.). Экономическая система характерна для США, а социальная для Японии. При этом основа экономической системы США базируется на индивидуалистической культуре и экономической мотивации, а Японии на многовековой коллективной культуре и социальной мотивации. При этом попытки перенести культуру Японии в США не увенчались успехом, поскольку культура Японии стоит не на личном материальном интересе, а на многовековых традиция. Если культуру, основанную на материальном интересе сформировать относительно просто, то сформировать культуру, основанную на социальном интересе достаточно сложно, это длительный процесс, и его прогресс возможен только при достаточном уровне жизни. При этом такой прогресс мы видели, например, в «шведском социализме».
Можно предположить, что начальное развитие коммерческого предприятия должно строиться преимущественно на базе экономической мотивации, а по мере его развития мотивация все более и более должна смещаться на социальную. Начальное развитие государственных предприятий с административной системой на начальных этапах также должно использовать экономическую мотивацию (отметим, что здесь достаточно трудно ставить цели-мотивы сотрудникам) а далее все более и более смещаться в сторону социальной мотивации.
Основные выводы:
В перспективе, вероятно очень далекой, и коммерческие предприятия, и государственные, должны иметь своей основой социальную организацию, и лишь в некоторой части - экономическую и административную.
__________________ Версия для печати
|
|