О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
14.05.2015

Цель предприятия, организация и управление. 3.9. Повременная оплата с премией по KPI

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №5 2015 г.

3.9. Административно-экономическая система: повременная оплата с премией по показателям деятельности 

Оплата здесь включает оклад плюс премия, рассчитываемая исходя из достижения заданных показателей. Соответственно реализация этой системы требует определения и оценки некоторых показателей. Например, система Balanced Scorecard – BSC (сбалансированная система показателей – ССП) [18], включает четыре "перспективы" (Perspectives), связанные причинно-следственными связями, в рамках которых определяются показатели: 
  • финансовые (Financial); 
  • клиентские (Customer);
  • бизнес-процессов (Internal Process); 
  • обучения и роста персонала (Learning & Growth/Employees). 
Или система KPI (Key Performance Indicator) [19], не оговаривающая явно перспектив и причинно-следственных связей.

Рассмотрим системы показателей подробнее.

Как отмечается, перспективы по трем последним проекциям ССП имеют причинно-следственные связи с финансовыми показателями первой проекции, и комплекс 15-25 показателей по этим проекциям - «Это система показателей результатов и факторов их достижения» [18]. 

Развития ССП имели и другие наборы проекций, а показатели системы KPI практически не используют в явном виде причинно-следственных связей. При этом отмечалось, что система KPI – это система современного целевого управления и материальной мотивации на достижение целей [18]. Число показателей системы от 3-5 на нижних уровнях, и до 7-12 на уровне топ менеджеров и генерального директора. 

Основа управления по KPI заключается в том, что вначале задается цель подразделения, сотрудника, затем задаются показатели ее достижения, на которые и направляется мотивация сотрудника. При этом в системе KPI показатели результата задаются только для предприятия в целом (например, выручка от реализации продукции), а для подразделений и сотрудников задаются в основном, показатели организации и деятельности [19]. При этом получается, что мотивация направляется не на достижение самой цели, а на достижение заданных показателей. Сама цель при этом будет достигаться только административными методами.

И система оплаты по KPI – это оклад (административное управление получением результата) плюс премия в соответствии с достигнутыми KPI, размер премии порядка 25-30% оклада (экономическое управление достижением заданных показателей, но не самого результата). 

При этом для показателей деятельности и организации объективная оценка достигаемых показателей в большинстве невозможна, поскольку этими показатели можно манипулировать [20] и их можно «вывести» именно такими, какие и требуется, только без всякой пользы, а то и во вред предприятию. Это вариант мотивации на показатели деятельности и организации, а не на продукт и результат деятельности.

Такое положение понятно: при управлении по показателям «Сотрудники будут проявлять интерес к статистическим показателям деятельности, если премии будут привязаны к индивидуальным итоговым показателям. При этом возникает риск, что некоторые сотрудники попытаются манипулировать статистикой в целях получения личных выгод. … Члены организации фокусируется только на тех действиях, которые «учитываются» в карте показателей, для того, чтобы извлечь наибольшую выгоду лично для себя» [20].

В итоге, по всем отмеченным причинам, процент успешного внедрения системы сбалансированных показателей неутешителен: «результаты внедрения концепции Каплана и Нортона в Северной Америке во многих случаях оказались хуже ожидаемых (в Канаде лишь 10% пользователей утверждают, что их сбалансированные системы показателей дают положительные результаты), а в Европе и Южной Америке – вообще неудовлетворительными» [21]. 

Основные выводы:
Основным KPI при мотивации должны быть KPI результата. При этом они должны непосредственно отражать результат, а не быть показателями организации и управления, иметь с результатом только «причинно-следственные связи». Если же KPI будут отражать не результат, а эти показатели, то основная деятельность сотрудников и будет направлена не на достижение требуемого результата, а на достижение заданных показателей.

3.8. Административно-экономическая система: сдельная оплата <<  СОДЕРЖАНИЕ  >> 3.10. Процесс организации предприятия
 

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Цель предприятия, организация и управление по достижению цели"

20.02.2016 16:19  Игорь

Иерархии внешних и внутренних целей предприятия

21.02.2016 0:23  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Отметим предварительно, что разделение на внешние и внутренние цели достаточно условно. В основном принимается, что внутренние цели – это цели развития предприятия, внешние – развития внешней среды. Причем развитие предприятия и развитие внешней среды основано на взаимовыгодном обмене ресурсами. При этом одна и та же цель с одной стороны является внутренней, а с другой – внешней, и далее будем говорить о них условно. Внешние цели предприятия в основном являются средством достижения его внутренних целей. Внутренние цели во многом являются средством достижения внешних. И невозможно пытаться достичь какую-либо внутреннюю цель без достижения внешней и наоборот.

Иерархия целей предприятия (дерево целей) – это главная цель предприятия и частные цели, достижение которых, в комплексе, приводит к достижению главной цели предприятия. При этом достижение частных целей – это средства достижения главной цели, и при создании дерева целей могут формироваться как "внешние", так и "внутренние" цели.

Отправная точка иерархии целей (и "внутренних", и "внешних") – это главная цель предприятия. Это цель, которую ставит собственник перед своим предприятием. Такой главной целью могут быть, например, прибыль, рыночная стоимость предприятия ("внутренние" цели), лидерство в своей отрасли ("внешняя" цель).

Предположим, что главная цель – это максимально-достижимая прибыль. Для ее достижения необходимо: получение максимально-достижимой реализации продукции предприятия ("внешняя" цель), и минимизации затрат на ее производство (при сохранения качества) – эффективное производство ("внутренняя" цель).

Для получения максимально-достижимой выручки необходимо соответствие потребительских свойств выпускаемой продукции требованиям потребителя (внешняя цель). И здесь необходим оптимум между качеством и ценой продукции (зависящей от себестоимости). Частные цели, которые ставится исходя из максимально-достижимой выручки – это, например, изучение потребностей потребителя, изучение конкурентного окружения, формирование новых потребностей потребителя ("внешние" цели), модернизация выпускаемой продукции и создание новой продукции ("внутренние" цели).

Цели по эффективному производству – это выпуск продукции заданной номенклатуры в заданных объемах и заданного качества, внедрение новых современных технологий, перевооружение производства, и т.д. ("внутренние" цели), а также нахождение и получение качественных и недорогих комплектующих и материалов, финансов, и т.д. ("внешние" цели).

Каждая из отмеченных выше целей также разлагается на частные цели, и так до конечных неделимых операционных целей.

Таким образом, существует только одна иерархия целей предприятия, в которой присутствуют и "внешние", и "внутренние" цели.

21.02.2016 16:52  Игорь

Спасибо, пришлось посидеть.
Получается, что это "невидимая рука рынка" ставит знак равенства между внутренними и внешними целями. Действительно, прибыль (внутренняя цель) означает развитие предприятия и дивиденды собственника. При этом развитие предприятий (внутренняя цель) означает и развитие общества (внешняя цель), а дивиденды собственника (внутренняя цель) означает повышение его покупательской способности, а это обеспечивает и развитие общества (внешняя цель).
А как во внерыночной командно-административной системе?

22.02.2016 11:52  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Знак равенства ставит не одна только «невидимая рука рынка». Если внутренняя цель – украсть 100 рублей, то она не может являться внешней целью – это всегда тормозит развитие того, у кого они украдены. Равенство ставит «невидимая рука» плюс нормы общежития, карающие и не допускающая подобные антисоциальные действия.
Во внерыночной командно-административной системе (КАС) как раз действуют только нормы общежития. И если «невидимая рука рынка» действует очень быстро (произвел партию не подходящей потребителю продукции и разорился), то КАС действует очень медленно (пока это будет обнаружено, рассмотрено, приняты правильные решения на всех уровнях …). Рынок объективен и быстр на руку, КАС субъективна, медлительна и неповоротлива.

12.10.2016 16:01  Елена

Что такое организационная среда предприятия?

12.10.2016 16:35  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Организационная среда предприятия – это тот реальный организационной порядок, который сложился в предприятии и в соответствии с которым осуществляется деятельность предприятия. Это не только организационные документы, формально определяющие порядок деятельности предприятия, но и организационная культура коллектива предприятия – принятые коллективом нормы и принципы деятельности. Причем организационная культура оказывает на реальный порядок деятельности предприятия даже большее влияние, чем формальные организационные документы.

06.03.2017 12:25  Елизавета

Какие бывают системы управления предприятием?

06.03.2017 14:18  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Если мы говорим именно об управлении предприятием, то это управление человеком – ведь вся деятельность предприятия определяется именно человеком. А управление человеком – это управление мотивами его деятельности. И здесь можно выделить административную систему, в основном оперирующую наказанием за невыполнение заданий, экономическую систему, в основном оперирующую вознаграждением за достижение заданных показателей, партнерскую систему, в которой вознаграждение определяется вкладом в достижение результата предприятия.

Практика показывает, что наиболее эффективна партнерская система, однако она достаточно сложна в реализации – но реализуема. Далее идет экономическая система, но она дает высокую эффективность только при правильной постановке системы показателей, только если они четко ориентированы на результат предприятия.
 
Административная система показывает эффективность при стабильной внешней ситуации (госсектор, монопольные предприятия) или при высокой социальной цели предприятия, тогда в нем готовы работать даже волонтеры.
 
Отметим, что бывают предприятия и без явно выраженного управления – анархическая или попустительская система. В бизнесе такие предприятия, как правило, не бывают эффективными.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Цель предприятия, организация и управление по достижению цели", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2 и посл.
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020