ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2023
Статьи 2019-2023 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2023 годов
(320)Единственно правильная организационная документация предприятия ВИНИТИ РАН, 02.10.2023, № 33 – В2023, 13 стр.
(1213)Создание эффективной организации предприятия, обеспечивающей максимально достижимые результаты
ВИНИТИ РАН, 13.06.2023, № 26 – В2023, 31 стр.

Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия. Ключевые положения

Начало статьи   Международный журнал
"Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

Ключевые положения. Организация как надстройка над базисом


Формальная организация

Формальная организация должна раскрывать принятые ключевые положения парадигмы предприятия, доводить их до каждого руководителя, каждого сотрудника, обеспечивать достижение принятых целей на всех уровнях предприятия. При этом, если не будет четких ключевых положений (а в настоящее время они в большинстве предприятий неформализованы), то разработчикам организационной документации (а это и руководители нижних уровней, и специалисты) будет трудно разработать необходимую для достижения целей предприятия формальную организацию, а собственнику будет невозможно контролировать ее. Такое положение приводит к тому, что формальная организация бывает просто оторвана от жизни, существует сама по себе, не оказывая никакого влияния на реальную деятельность. Ключевые положения должны являться являются конституцией предприятия, а формальная организация – его действующими законами [4]. Понятно, что формальные нормы не могут быть одинаково ориентированы на всех. «Необходимо ввести такое законодательство, которое позволяет увеличить совокупный доход и при котором общий выигрыш победителей уравновешивает общую потерю побежденных» [25, с. 139]. Только тогда формальная организация будет приниматься к исполнению.

Формальная организация имеет соответствующую иерархию: «Формальные правила включают политические (и юридические), экономические правила и контракты. Иерархия этих правил – от конституций до статутов (законодательных актов) и обычного права, до законодательных постановлений и распоряжений и, наконец, до индивидуальных контрактов – составляет общие и конкретные ограничения» [25, с. 68]. Политические правила в самом широком виде определяют иерархическую структуру и наиболее важные характеристики контроля за процедурами. Экономические правила устанавливают права собственности, то есть пучок прав по использованию и получению дохода от собственности. Контракты содержат условия конкретного соглашения по обмену [25]. Поэтому «те формы организаций, которые они создают при заключении конкретных контрактов, проистекают из структуры прав собственности» [25, с. 74]. Таким образом базисом парадигмы предприятия являются производственно-трудовые отношения, в первую очередь, отношения собственности. Предприятие, в котором всеми правами собственности обладает собственник, и предприятия, в котором права собственности определенным образом распределены – это совершенно разные предприятия с разными конституциями, функционирующими на разных принципах, обеспечивающие разные результаты в конкретной внешней среде.

Контроль соблюдения ключевых положений со стороны собственника сравнением соответствия формальной документации ключевым положениям парадигмы. Большую роль здесь играет и корпоративная система предприятия – управление и автоматизированный контроль бизнес-процессов предприятия, который уже заложен во многих корпоративных систем, например, в 1С. Она же ведет и детальный учет экономических результатов подразделений и предприятия в целом. Отметим, что и построение этой системы, ее адекватность ключевым положениям парадигмы, должно проходить под контролем собственника или третьей стороны. Желателен и контроль ключевых положений парадигмы третьей нейтральной стороной [4] – внешним аудитором.


Неформальная организация

В реальной деятельности предприятия основную роль имеет именно неформальная организация, ведь не важно, что написано в формальных документах, важно то, как реально осуществляется деятельность. Ч. Барнард, который впервые ввел понятие «неформальная организация» отмечал, что «неформальная организация абсолютно необходима формальным организациям» [38, с. 221]. А в предприятии, «где не успела вырасти скоординированная с формальной организацией неформальная, обеспечить эффективную и рациональную кооперацию практически невозможно» [38, с. 223]. Однако неформальная организация не может существовать без формальной: «Формальная организация – ключевой фактор порядка и стабильности, неформальная организация – ключевой фактор жизнеспособности» [38, с. 284].

Управление неформальной организацией намного сложнее, чем формальной: «Формальные институты могут быть изменены официальным решением, а вот то, как изменяются неформальные институты, мы все еще не вполне понимаем» [27, с. 81]. При этом неформальные правила не поддаемся точному описанию, но они имеют большое значение [39]. И «проще описать формальные правила, создаваемые обществом, и следовать им, чем описать неформальные правила, которыми люди структурируют свои взаимоотношения, и следовать этим правилам» [25, с. 56]. При разработке требуемого институционального порядка необходимо определить необходимые ключевые положения в виде организационного кодекса неформальной организации, который должен приниматься целиком, которому должны следовать руководители организации [38, с. 271], положения, которые и смогут обеспечить «эффективную и рациональную кооперацию» по достижению целей предприятия. Этот кодекс должен иметь большое значение и при подборе кадров – принимаемые сотрудники должны разделять его положения, что позволит существенно снизить издержки при институционализации новых кадров.

Контроль соответствия неформальной организации (институционального порядка) ключевым положения кодекса в основном осуществим с привлечением нейтральная стороны – внешнего независимого аудитора.


Контракт – как документ формальной организации

Юридически собственник никак не может контролировать «деятельность». Он может контролировать выполнение условий контрактов персоналом. Назначение контракта состоит в том, что «что сторона-нарушитель всегда должна предоставить пострадавшей стороне такую компенсацию, которая делает невыгодным нарушение контракта» [25, с. 81]. При соответствующем контроле исполнения контракта «индивидуальное поведение в организациях, включая поведение руководителей, будет зависеть от характера этих контрактов» [40, с. 308]. Ведь «контракты отражают структуру стимулов и анти-стимулов, коренящуюся в структуре прав собственности (и механизмов их обеспечения)» [25, с. 70]. В более широком смысле «контракты не только создают четко очерченные рамки, позволяющие получить эмпирические свидетельства о формах организации (и, следовательно, являющиеся основным эмпирическим источником для проверки гипотез об организации), но и ключом к тому, каким образом участники обмена будут структурировать более сложные формы организации» [25, с. 75].

Соответственно основное управление предприятием со стороны собственника – это формирование ключевых положений парадигмы предприятия, включаемых в контракты менеджмента, и контроль исполнения контрактов – контроль реально действующих ключевых положений парадигмы предприятия.

Базис парадигмы предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> Выводы

 


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее

06.08.2023 Рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия
В статье приведены виды консалтинговых услуг, проблемы, которые стоят при проведении консалтинговых услуг. Пути преодоления этих проблем. ... далее

21.06.2023 Решение проблемы мотивации персонала
В статье показано, что проблема мотивации персонала не имеет своего разрешения в рамках обособленных систем мотивации. Показано разрешение проблемы мотивации ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2023