Управление организацией. 7. Программа деятельности
7. Программа деятельности
В зависимости от динамичности внешней среды и степени регламентации деятельности организации, возможны два варианта деятельности.
- Цель – регламент деятельности – деятельность по заданному регламенту заданными средствами - получение результата.
- Цель – разработка программ деятельности – деятельность в соответствии со своей программой и самим определенными средствами - достижение результата.
Второй вариант требует и разработку программ деятельности, а как отмечалось выше, эта разработка требует высокой культуры, поскольку, невозможно дать объективную оценку разработанной программы в условиях частично определенной внешней среды, программу можно оценить только по достижению конечного результата.
Регламент же разработан и проверен ранее, но работать по регламенту можно только в стабильной среде. Но в условиях изменяющейся среды работать по когда-то разработанному регламенту просто невозможно.
Как и цели, программы деятельности (или регламенты, если они имеются) необходимы на всех уровнях иерархии организации, каждому подразделению, каждому члену организации. В итоге мы должны получить не только дерево целей, а и целое дерево стратегий, охватывающих всю организацию. И построение этого дерева – один из основных моментов создания эффективной организации.
В разделе 5 «Дерево целей» мы не коснулись вопроса самой разработки дерева целей. А это не простой вопрос: частные цели не могут рождаться простым делением цели верхнего уровня на цели нижнего уровня. Например, на верхнем уровне задана прибыль, как ее разделить на частные цели? Частные цели рождаются в ходе разработки планов и программ деятельности, от программ верхнего уровня, до программ деятельности рядовых членов организации.
На верхнем уровне иерархии – уровне самой организации, мы имеем цель собственника организации, для коммерческих организаций это, как правило, экономическая цель, например, дивиденды (продукт), рыночная стоимость организации (внутренняя среда), а также процент занимаемой рыночной ниши, известность и значимость организации в обществе (внешняя среда). А также их предвидение и в ближней, и в дальней перспективе. Исходя из полученного задания - цели собственника организация должна по каждому из направлений: продукта, внутренней среды, внешней среды:
- Определить политики своей деятельности, ограничивающие и направляющие эту деятельность на всех последующих шагах.
- Сформировать видение результата своей деятельности.
- Сформировать частные цели – предвидимые результаты, обеспечивающие практическую реализацию видения.
- Разработать укрупненные программы достижения поставленных целей и показатели их достижения.
- На основе программ определить частные цели по их реализации – частные предвидимые результаты, определить требуемую номенклатуру структурных подразделений (или членов организации), поставить перед ними эти цели.
- Проверить полученные частные цели на необходимость и достаточность (провести интеграцию) – показать, что достижение частных целей приведет к эффективному достижению поставленной цели. При необходимости скорректировать программы или заданные цели.
Как видно, процесс создания дерева стратегий организации итерационный: далее показанный алгоритм применяется ко всем структурным подразделениям верхнего уровня иерархии, затем к подразделениям следующего уровня иерархии, и так до уровня конкретных членов организации. Потому что, в конечном итоге, «Стратегии — это нечто, что делают акторы, а не то, чем обладает организация» [3].
Рассмотрим, кратко, три отмеченных направления по первым двум пунктам.
1.1. Политики в области продукта.
В первую очередь это политики выбора своего потребителя и тех его потребностей, которые будет удовлетворять организация – миссия организации в обществе.
1.2. Политики в области внутренней среды.
Это могут быть самые разные политики: в области кадров, в области качества, в области финансов, и т.д.
1.3. Политики в области внешней среды.
Это также могут быть самые разные политики: конкурентная политика, маркетинговая политика, налоговая политика, и т.д.
2.1. Продукт, который должна дать организация обществу (на нижних уровнях – подразделение - организации или вышестоящему подразделению)
Здесь необходимо задать предвидение продукта. Если непосредственно задать его не удается, необходима поисковая деятельность [9], результатом которой и должно явиться предвидение продукта.
2.2. Внутренняя среда.
Задается предвидение той организации, которая сможет выпускать заданный продукт. При этом сама полученная в результате деятельности организация будет являться продуктом, востребуемым обществом и даже имеющим свою конкретную стоимость.
2.3. Внешняя среда.
Задается предвидение той внешней среды, которая требуется организации для реализации своего продукта. И это тоже продукт организации, продукт, также имеющий свою стоимость. Например, таким результатом, имеющим конкретную стоимость, может являться бренд.
Только после проведения этих пунктов, исходя из полученного видения по всем трем направления, можно сформировать все частные предвиденные цели, обеспечивающие его практическую реализацию, и разработать программы деятельности по каждой из целей, показатели по каждой из программ.
А далее определить (или уточнить) номенклатуру структурных подразделений нижнего уровня иерархии и поставить перед ними соответствующие предвиденные частные цели-задания. И, обязательно, проверить поставленные частные цели на необходимость и достаточность (провести интеграцию) – показать, что достижение частных целей приведет к эффективному достижению поставленной цели.