О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
01.06.2021

Как повысить эффективность управления предприятием

Эффективность управления, повышение эффективности управления предприятием — это основная задача менеджмента как науки. Однако в подавляющем большинстве статей и книг по менеджменту не определено даже кто, кем и как управляет в предприятии. И что такое управление предприятием. Рассмотрим этот вопрос.

Жан-Батист Сэй в 1803 году писал: «Заработная плата рабочего устанавливается взаимным соглашением между ним и предпринимателем: один старается как можно больше получить, другой — как можно меньше дать». Это взаимное соглашение является рыночным (на рынке труда) компромиссом между трудом и капиталом. Ведь «предприятие не владеет всеми входными ресурсами. Она не имеет ни полномочий, ни полномочий, ни дисциплинарных мер, ни малейшего отличия от обычных рыночных контрактов между любыми двумя людьми» [Alchian, Demsetz]. и «Работник "приказывает" владельцу команды заплатить ему деньги в том же смысле, в каком работодатель направляет члена команды на выполнение определенных действий. Работник может расторгнуть контракт с такой же готовностью, как и работодатель» [Alchian, Demsetz 1972].

Макс Вебер еще в 1921 году, «рабочий в силу угрозы увольнения понуждается к достижению оптимального уровня трудовых усилий» [Вебер]. И этот оптимальный уровень трудовых усилий определяется рынком труда — соотношением уровня оплаты труда и уровнем трудовых усилий, сложившемся на рынке труда. Ведь капиталист в силу угрозы остаться без рабочих также понуждается к оптимальному уровню заданий и распоряжений рабочему.

При административной системе «бюрократическое ведение дел представляет собой способ руководства, при котором необходимо подчиняться детальным правилам и нормам, установленным властью вышестоящего органа» [Мизес, с. 292]. Однако правила и нормы, устанавливаемые руководством, определяются не желанием руководства получить как можно больше, а рыночным соотношением уровнем трудовых усилий и уровнем оплаты труда. Если работник при текущем уровне оплаты будет давать трудовых усилий меньше среднерыночных — он будет уволен. Если руководство при текущем уровне оплаты будет требовать трудовых усилий больше среднерыночных — оно останется без работников. Соответственно чем выше уровень оплаты труда, тем выше и уровень труда который может требовать руководство и который необходимо поддерживать работникам.

Рынок труда в XVIII-XIX веках имел большой избыток рабочей силы (во многом за счет обездоленных крестьян) соответственно капиталисты требовали максимального уровня труда при минимальном уровне оплаты труда: «Естественной ценой труда является та, которая необходима, чтобы рабочие имели возможность существовать и продолжать свой род без увеличения или уменьшения их числа» [Рикардо 1955, с. 85]. Но уже в начале XX века за счет организации рабочих в профсоюзы, получения избирательного права, их борьбы за свои права, ситуация на рынке труда изменилась. И как писал Фредерик Тейлор в 1911 году, работник «в большинстве случаев сознательно стремится работать так мало, как только может, и давать значительно меньшую выработку, чем та, на которую он в действительности способен: во многих случаях не более одной трети или половины надлежащей дневной выработки» [Тейлор 1991: 11-12].

Такую ситуацию в 1914 году понял Генри Форд. Он повысил уровень оплаты труда в 2,5 раза по отношению к среднерыночной, получил у заводских ворот толпы желающих занять рабочие места на его предприятии, и резкое повышение уровня труда работников, повышение эффективности управления (выполнении работниками заданий и распоряжений руководства), повышения конкурентоспособности своих предприятий. Большее повышение уровня оплаты труда результата не дает, так как психо-физиологические возможности человека ограничены. Генри Форд стал улучшать условия труда, даже сократил рабочий день и рабочую неделю. Уже в 2020 году В.И. Бовыкин также показал повышение уровня труда в 2,5-4 раза, как единственный путь повышения эффективности управления предприятием. А «Различные системы оплаты и стимулирования труда (окладные, повременно-премиальные, в том числе на основе KPI, сдельные системы, аккордные и др.) <...> абсолютно не способны устранить проблему мотивации персонала» [Бовыкин, с. 55].

В научном плане вопрос повышения эффективности управления предприятием был поднят Честером Барнардом в 1938 году, когда он показал, что то, что власть направлена сверху вниз — это выдумка [Барнард]. Он показал, что в любом предприятии существует «зона безразличия» (позднее Герберт Саймон назвал ее «зоной приемлемости» [Simon]) в которой работник выполняет задания и указания руководства. И не выполняет их вне этой зоны. И величина этой зоны зависит от того, насколько выгоды, получаемые от предприятия, превышают издержки труда [Барнард]. Определяет не только уровень оплаты труда, а и условия труда, повышение профессионального уровня — все, что в совокупности повышает жизненный капитал человека. Соответственно эффективное управление предприятием возможно только в «зоне приемлемости», и управление предприятием в основном должно быть ориентировано на расширение этой зоны.

Таким образом повышение эффективности управления бюрократическим предприятием - это не повышение уровня заданий и распоряжений подчиненным, не не только повышение компетенций руководства. Это повышение уровня оплаты труда, условий труда, морального климата, — всего, что повышает жизненный капитал человека — всего, что расширяет «зону приемлемости» персонала.

В данной статье кратко рассмотрены только вопросы механизма управления бюрократическим предприятием, известных путей повышения эффективности управления. Весь круг вопросов повышения эффективности управления предприятием детально рассмотрены в наших статьях:

Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы.   (57)
Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация.   (574)
Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика.   (116)
Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия.   (158)

Не отраженные в данной статье вопросы повышения эффективности управления предприятием будут кратко рассмотрены в последующей статье.

Список литературы

Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. Пер. с англ. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.

Бовыкин В.И. Научная мотивация труда. М.: Бовыкин В.И., 2020. 224 с.

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. T. I. Социология, 2016.

Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. — Челябинск: Социум, 2019.

Рикардо Д. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.

Сэй Ж. Б. Трактат по политической экономии. М.: Директ-Медиа, 2007.

Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Издательство «Э», 2017.

Alchian A. A., Demsetz H. Production, Information Costs, and Economic Organization. The American Economic Review. 62 (5): 777–795.

Simon, H.A. Organizations and Markets. // Journal of Economic Perspectives, 1972, Vol 5, No 2, pp. 25–44.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Как повысить эффективность управления предприятием", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (158)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (116)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (574)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Стратегия создания организационной структуры?


26.05.2021 11:21   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Как построить эффективную организацию в России: стратегия и структура

Стратегия создания организационной структуры зависит от того, создается ли предприятие изначально, или проводится его существенное развитие.

В первом случае мы должны поставить цели предприятия и определить стратегию их достижения. И уже из этого разрабатывать организационную структуру, обеспечивающую наиболее эффективную реализацию стратегии и достижение поставленных целей. Осуществлять соответствующий подбор кадров.

Во втором случае мы имеем уже сформированную организационную структуру и систему власти в предприятии, сформированные "правила игры". И здесь любое изменение организационной структуры (при изменении целей и стратегии предприятия, или признании неэффективности структуры) означает и изменение статусов руководителей предприятия, и требований к ним. А проведение такого изменения, как отмечал Игорь Ансофф - это фундаментальная проблема. И она должна решаться или директивно, но тогда будут проблемы с руководителями, или коллегиально, но тогда изменения структуры будут минимальны, соответственно будет невысокой и эффективность предприятия с новыми целями и стратегией. Практически необходимо применять методы проведения организационных изменений, сформулированные еще Куртом Левиным.



Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021