О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(51)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение
(126)Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития
(311)Гайд по организации и управлению предприятием

Как повысить эффективность управления предприятием

Эффективность управления, повышение эффективности управления предприятием — это основная задача менеджмента как науки. Однако в подавляющем большинстве статей и книг по менеджменту не определено даже кто, кем и как управляет в предприятии. И что такое управление предприятием. Рассмотрим этот вопрос.

Жан-Батист Сэй в 1803 году писал: «Заработная плата рабочего устанавливается взаимным соглашением между ним и предпринимателем: один старается как можно больше получить, другой — как можно меньше дать». Это взаимное соглашение является рыночным (на рынке труда) компромиссом между трудом и капиталом. Ведь «предприятие не владеет всеми входными ресурсами. Она не имеет ни полномочий, ни полномочий, ни дисциплинарных мер, ни малейшего отличия от обычных рыночных контрактов между любыми двумя людьми» [Alchian, Demsetz]. и «Работник "приказывает" владельцу команды заплатить ему деньги в том же смысле, в каком работодатель направляет члена команды на выполнение определенных действий. Работник может расторгнуть контракт с такой же готовностью, как и работодатель» [Alchian, Demsetz 1972].

Макс Вебер еще в 1921 году, «рабочий в силу угрозы увольнения понуждается к достижению оптимального уровня трудовых усилий» [Вебер]. И этот оптимальный уровень трудовых усилий определяется рынком труда — соотношением уровня оплаты труда и уровнем трудовых усилий, сложившемся на рынке труда. Ведь капиталист в силу угрозы остаться без рабочих также понуждается к оптимальному уровню заданий и распоряжений рабочему.

При административной системе «бюрократическое ведение дел представляет собой способ руководства, при котором необходимо подчиняться детальным правилам и нормам, установленным властью вышестоящего органа» [Мизес, с. 292]. Однако правила и нормы, устанавливаемые руководством, определяются не желанием руководства получить как можно больше, а рыночным соотношением уровнем трудовых усилий и уровнем оплаты труда. Если работник при текущем уровне оплаты будет давать трудовых усилий меньше среднерыночных — он будет уволен. Если руководство при текущем уровне оплаты будет требовать трудовых усилий больше среднерыночных — оно останется без работников. Соответственно чем выше уровень оплаты труда, тем выше и уровень труда который может требовать руководство и который необходимо поддерживать работникам.

Рынок труда в XVIII-XIX веках имел большой избыток рабочей силы (во многом за счет обездоленных крестьян) соответственно капиталисты требовали максимального уровня труда при минимальном уровне оплаты труда: «Естественной ценой труда является та, которая необходима, чтобы рабочие имели возможность существовать и продолжать свой род без увеличения или уменьшения их числа» [Рикардо 1955, с. 85]. Но уже в начале XX века за счет организации рабочих в профсоюзы, получения избирательного права, их борьбы за свои права, ситуация на рынке труда изменилась. И как писал Фредерик Тейлор в 1911 году, работник «в большинстве случаев сознательно стремится работать так мало, как только может, и давать значительно меньшую выработку, чем та, на которую он в действительности способен: во многих случаях не более одной трети или половины надлежащей дневной выработки» [Тейлор 1991: 11-12].

Такую ситуацию в 1914 году понял Генри Форд. Он повысил уровень оплаты труда в 2,5 раза по отношению к среднерыночной, получил у заводских ворот толпы желающих занять рабочие места на его предприятии, и резкое повышение уровня труда работников, повышение эффективности управления (выполнении работниками заданий и распоряжений руководства), повышения конкурентоспособности своих предприятий. Большее повышение уровня оплаты труда результата не дает, так как психо-физиологические возможности человека ограничены. Генри Форд стал улучшать условия труда, даже сократил рабочий день и рабочую неделю. Уже в 2020 году В.И. Бовыкин также показал повышение уровня труда в 2,5-4 раза, как единственный путь повышения эффективности управления предприятием. А «Различные системы оплаты и стимулирования труда (окладные, повременно-премиальные, в том числе на основе KPI, сдельные системы, аккордные и др.) <...> абсолютно не способны устранить проблему мотивации персонала» [Бовыкин, с. 55].

В научном плане вопрос повышения эффективности управления предприятием был поднят Честером Барнардом в 1938 году, когда он показал, что то, что власть направлена сверху вниз — это выдумка [Барнард]. Он показал, что в любом предприятии существует «зона безразличия» (позднее Герберт Саймон назвал ее «зоной приемлемости» [Simon]) в которой работник выполняет задания и указания руководства. И не выполняет их вне этой зоны. И величина этой зоны зависит от того, насколько выгоды, получаемые от предприятия, превышают издержки труда [Барнард]. Определяет не только уровень оплаты труда, а и условия труда, повышение профессионального уровня — все, что в совокупности повышает жизненный капитал человека. Соответственно эффективное управление предприятием возможно только в «зоне приемлемости», и управление предприятием в основном должно быть ориентировано на расширение этой зоны.

Таким образом повышение эффективности управления бюрократическим предприятием - это не повышение уровня заданий и распоряжений подчиненным, не не только повышение компетенций руководства. Это повышение уровня оплаты труда, условий труда, морального климата, — всего, что повышает жизненный капитал человека — всего, что расширяет «зону приемлемости» персонала.

В данной статье кратко рассмотрены только вопросы механизма управления бюрократическим предприятием, известных путей повышения эффективности управления. Весь круг вопросов повышения эффективности управления предприятием детально рассмотрены в наших статьях:

Мы постоянно публиковали результаты наших исследований в ряде в журналах «Креативная экономика», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент сегодня», и в ряде других (2010-2021). Итоговые же результаты наших исследований базирующиеся на взаимном анализе наших статей, более чем 400 трудов классиков и современников экономики, психологии, социологии, социальной антропологии, кибернетики, институционализма, нашем шестнадцатилетнем опыте проведения консалтинговых проектов, и приведены в нашем «Гайде по организации и управлению предприятием»  PDF  (311).

Не отраженные в данной статье вопросы повышения эффективности управления предприятием будут кратко рассмотрены в последующей статье.

Список литературы

Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. Пер. с англ. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.

Бовыкин В.И. Научная мотивация труда. М.: Бовыкин В.И., 2020. 224 с.

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. T. I. Социология, 2016.

Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. — Челябинск: Социум, 2019.

Рикардо Д. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.

Сэй Ж. Б. Трактат по политической экономии. М.: Директ-Медиа, 2007.

Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Издательство «Э», 2017.

Alchian A. A., Demsetz H. Production, Information Costs, and Economic Organization. The American Economic Review. 62 (5): 777–795.

Simon, H.A. Organizations and Markets. // Journal of Economic Perspectives, 1972, Vol 5, No 2, pp. 25–44.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.

01.06.2021


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Как повысить эффективность управления предприятием"

11.09.2021 10:15  Инна

Так за счет чего можно достичь повышение эффективности управления предприятием. Кратко.

11.09.2021 14:21  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Для того, чтобы повысить эффективность управления предприятием, необходимо:

  • Повышать уровень достигаемых персоналом личных результатов одновременно повышая ответственность - тогда у них будут большие стимулов для выполнения заданий и распоряжений своих руководителей. Повышать их компетенции - тогда задания и распоряжения будут исполняться более адекватно. Если же достичь повышения эффективности при этом не удается - проводить кадровые замены.
  • Провести эту работу начиная с высших руководителей, а не с низших и рядового персонала.
Все другие пути, включая различные системы KPI, как показывают исследователи, включая лауреатов Нобелевской премии по экономике 2016 года О. Харта и Б. Холстрема, в лучшем случае - при малых премиях за достигаемые KPI - не дают положительные результаты, при больших - управляемость персоналом теряется тем выше, чем выше эти премии.

02.12.2021 18:05  Игнат

Как можно повысить эффективность работы предприятия если сменилось руководство?

02.12.2021 23:23  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

При смене руководства основа эффективности работы предприятия - это подбор нового руководства. Если же новое руководство уже принято на работу, необходимо узнать и новое руководство, и конкретную ситуацию в предприятии. Без этого говорить о повышении эффективности невозможно.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Как повысить эффективность управления предприятием", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Наши новые статьи

05.07.2022 Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение Деп. ВИНИТИ РАН 04.07.2022. No 30-В2022. 17 с.
В статье рассмотрена основная проблема организации и управления предприятием и практические пути ее разрешения ... далее

19.05.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022