ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2023
Статьи 2019-2023 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2023 годов
(321)Единственно правильная организационная документация предприятия ВИНИТИ РАН, 02.10.2023, № 33 – В2023, 13 стр.
(1217)Создание эффективной организации предприятия, обеспечивающей максимально достижимые результаты
ВИНИТИ РАН, 13.06.2023, № 26 – В2023, 31 стр.

Как повысить эффективность управления предприятием

Статья 2023 "Повышение эффективности деятельности предприятия"

Эффективность управления, повышение эффективности управления предприятием — это основная задача менеджмента как науки. Однако в подавляющем большинстве статей и книг по менеджменту не определено даже кто, кем и как управляет в предприятии. И что такое управление предприятием. Рассмотрим этот вопрос.

Жан-Батист Сэй в 1803 году писал: «Заработная плата рабочего устанавливается взаимным соглашением между ним и предпринимателем: один старается как можно больше получить, другой — как можно меньше дать». Это взаимное соглашение является рыночным (на рынке труда) компромиссом между трудом и капиталом. Ведь «предприятие не владеет всеми входными ресурсами. Она не имеет ни полномочий, ни полномочий, ни дисциплинарных мер, ни малейшего отличия от обычных рыночных контрактов между любыми двумя людьми» [Alchian, Demsetz]. и «Работник "приказывает" владельцу команды заплатить ему деньги в том же смысле, в каком работодатель направляет члена команды на выполнение определенных действий. Работник может расторгнуть контракт с такой же готовностью, как и работодатель» [Alchian, Demsetz 1972].

Макс Вебер еще в 1921 году, «рабочий в силу угрозы увольнения понуждается к достижению оптимального уровня трудовых усилий» [Вебер]. И этот оптимальный уровень трудовых усилий определяется рынком труда — соотношением уровня оплаты труда и уровнем трудовых усилий, сложившемся на рынке труда. Ведь капиталист в силу угрозы остаться без рабочих также понуждается к оптимальному уровню заданий и распоряжений рабочему.

При административной системе «бюрократическое ведение дел представляет собой способ руководства, при котором необходимо подчиняться детальным правилам и нормам, установленным властью вышестоящего органа» [Мизес, с. 292]. Однако правила и нормы, устанавливаемые руководством, определяются не желанием руководства получить как можно больше, а рыночным соотношением уровнем трудовых усилий и уровнем оплаты труда. Если работник при текущем уровне оплаты будет давать трудовых усилий меньше среднерыночных — он будет уволен. Если руководство при текущем уровне оплаты будет требовать трудовых усилий больше среднерыночных — оно останется без работников. Соответственно чем выше уровень оплаты труда, тем выше и уровень труда который может требовать руководство и который необходимо поддерживать работникам.

Рынок труда в XVIII-XIX веках имел большой избыток рабочей силы (во многом за счет обездоленных крестьян) соответственно капиталисты требовали максимального уровня труда при минимальном уровне оплаты труда: «Естественной ценой труда является та, которая необходима, чтобы рабочие имели возможность существовать и продолжать свой род без увеличения или уменьшения их числа» [Рикардо 1955, с. 85]. Но уже в начале XX века за счет организации рабочих в профсоюзы, получения избирательного права, их борьбы за свои права, ситуация на рынке труда изменилась. И как писал Фредерик Тейлор в 1911 году, работник «в большинстве случаев сознательно стремится работать так мало, как только может, и давать значительно меньшую выработку, чем та, на которую он в действительности способен: во многих случаях не более одной трети или половины надлежащей дневной выработки» [Тейлор 1991: 11-12].

Такую ситуацию в 1914 году понял Генри Форд. Он повысил уровень оплаты труда в 2,5 раза по отношению к среднерыночной, получил у заводских ворот толпы желающих занять рабочие места на его предприятии, и резкое повышение уровня труда работников, повышение эффективности управления (выполнении работниками заданий и распоряжений руководства), повышения конкурентоспособности своих предприятий. Большее повышение уровня оплаты труда результата не дает, так как психо-физиологические возможности человека ограничены. Генри Форд стал улучшать условия труда, даже сократил рабочий день и рабочую неделю. Уже в 2020 году В.И. Бовыкин также показал повышение уровня труда в 2,5-4 раза, как единственный путь повышения эффективности управления предприятием. А «Различные системы оплаты и стимулирования труда (окладные, повременно-премиальные, в том числе на основе KPI, сдельные системы, аккордные и др.) <...> абсолютно не способны устранить проблему мотивации персонала» [Бовыкин, с. 55].

В научном плане вопрос повышения эффективности управления предприятием был поднят Честером Барнардом в 1938 году, когда он показал, что то, что власть направлена сверху вниз — это выдумка [Барнард]. Он показал, что в любом предприятии существует «зона безразличия» (позднее Герберт Саймон назвал ее «зоной приемлемости» [Simon]) в которой работник выполняет задания и указания руководства. И не выполняет их вне этой зоны. И величина этой зоны зависит от того, насколько выгоды, получаемые от предприятия, превышают издержки труда [Барнард]. Определяет не только уровень оплаты труда, а и условия труда, повышение профессионального уровня — все, что в совокупности повышает жизненный капитал человека. Соответственно эффективное управление предприятием возможно только в «зоне приемлемости», и управление предприятием в основном должно быть ориентировано на расширение этой зоны.

Таким образом повышение эффективности управления бюрократическим предприятием - это не повышение уровня заданий и распоряжений подчиненным, не не только повышение компетенций руководства. Это повышение уровня оплаты труда, условий труда, морального климата, — всего, что повышает жизненный капитал человека — всего, что расширяет «зону приемлемости» персонала.

В данной статье кратко рассмотрены только вопросы механизма управления бюрократическим предприятием, известных путей повышения эффективности управления. Весь круг вопросов повышения эффективности управления предприятием детально рассмотрены в наших статьях:

Мы постоянно публиковали результаты наших исследований в ряде в журналах «Креативная экономика», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент сегодня», и в ряде других (2010-2021). Итоговые же результаты наших исследований базирующиеся на взаимном анализе наших статей, более чем 400 трудов классиков и современников экономики, психологии, социологии, социальной антропологии, кибернетики, институционализма, нашем шестнадцатилетнем опыте проведения консалтинговых проектов, и приведены в нашем «Гайде по организации и управлению предприятием»  PDF  (607).

Не отраженные в данной статье вопросы повышения эффективности управления предприятием будут кратко рассмотрены в последующей статье.

Список литературы

Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. Пер. с англ. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.

Бовыкин В.И. Научная мотивация труда. М.: Бовыкин В.И., 2020. 224 с.

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. T. I. Социология, 2016.

Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. — Челябинск: Социум, 2019.

Рикардо Д. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.

Сэй Ж. Б. Трактат по политической экономии. М.: Директ-Медиа, 2007.

Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Издательство «Э», 2017.

Alchian A. A., Demsetz H. Production, Information Costs, and Economic Organization. The American Economic Review. 62 (5): 777–795.

Simon, H.A. Organizations and Markets. // Journal of Economic Perspectives, 1972, Vol 5, No 2, pp. 25–44.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.


__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее

06.08.2023 Рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия
В статье приведены виды консалтинговых услуг, проблемы, которые стоят при проведении консалтинговых услуг. Пути преодоления этих проблем. ... далее

21.06.2023 Решение проблемы мотивации персонала
В статье показано, что проблема мотивации персонала не имеет своего разрешения в рамках обособленных систем мотивации. Показано разрешение проблемы мотивации ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2023