О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
01.06.2021

Как повысить эффективность управления предприятием

Эффективность управления, повышение эффективности управления предприятием — это основная задача менеджмента как науки. Однако в подавляющем большинстве статей и книг по менеджменту не определено даже кто, кем и как управляет в предприятии. И что такое управление предприятием. Рассмотрим этот вопрос.

Жан-Батист Сэй в 1803 году писал: «Заработная плата рабочего устанавливается взаимным соглашением между ним и предпринимателем: один старается как можно больше получить, другой — как можно меньше дать». Это взаимное соглашение является рыночным (на рынке труда) компромиссом между трудом и капиталом. Ведь «предприятие не владеет всеми входными ресурсами. Она не имеет ни полномочий, ни полномочий, ни дисциплинарных мер, ни малейшего отличия от обычных рыночных контрактов между любыми двумя людьми» [Alchian, Demsetz]. и «Работник "приказывает" владельцу команды заплатить ему деньги в том же смысле, в каком работодатель направляет члена команды на выполнение определенных действий. Работник может расторгнуть контракт с такой же готовностью, как и работодатель» [Alchian, Demsetz 1972].

Макс Вебер еще в 1921 году, «рабочий в силу угрозы увольнения понуждается к достижению оптимального уровня трудовых усилий» [Вебер]. И этот оптимальный уровень трудовых усилий определяется рынком труда — соотношением уровня оплаты труда и уровнем трудовых усилий, сложившемся на рынке труда. Ведь капиталист в силу угрозы остаться без рабочих также понуждается к оптимальному уровню заданий и распоряжений рабочему.

При административной системе «бюрократическое ведение дел представляет собой способ руководства, при котором необходимо подчиняться детальным правилам и нормам, установленным властью вышестоящего органа» [Мизес, с. 292]. Однако правила и нормы, устанавливаемые руководством, определяются не желанием руководства получить как можно больше, а рыночным соотношением уровнем трудовых усилий и уровнем оплаты труда. Если работник при текущем уровне оплаты будет давать трудовых усилий меньше среднерыночных — он будет уволен. Если руководство при текущем уровне оплаты будет требовать трудовых усилий больше среднерыночных — оно останется без работников. Соответственно чем выше уровень оплаты труда, тем выше и уровень труда который может требовать руководство и который необходимо поддерживать работникам.

Рынок труда в XVIII-XIX веках имел большой избыток рабочей силы (во многом за счет обездоленных крестьян) соответственно капиталисты требовали максимального уровня труда при минимальном уровне оплаты труда: «Естественной ценой труда является та, которая необходима, чтобы рабочие имели возможность существовать и продолжать свой род без увеличения или уменьшения их числа» [Рикардо 1955, с. 85]. Но уже в начале XX века за счет организации рабочих в профсоюзы, получения избирательного права, их борьбы за свои права, ситуация на рынке труда изменилась. И как писал Фредерик Тейлор в 1911 году, работник «в большинстве случаев сознательно стремится работать так мало, как только может, и давать значительно меньшую выработку, чем та, на которую он в действительности способен: во многих случаях не более одной трети или половины надлежащей дневной выработки» [Тейлор 1991: 11-12].

Такую ситуацию в 1914 году понял Генри Форд. Он повысил уровень оплаты труда в 2,5 раза по отношению к среднерыночной, получил у заводских ворот толпы желающих занять рабочие места на его предприятии, и резкое повышение уровня труда работников, повышение эффективности управления (выполнении работниками заданий и распоряжений руководства), повышения конкурентоспособности своих предприятий. Большее повышение уровня оплаты труда результата не дает, так как психо-физиологические возможности человека ограничены. Генри Форд стал улучшать условия труда, даже сократил рабочий день и рабочую неделю. Уже в 2020 году В.И. Бовыкин также показал повышение уровня труда в 2,5-4 раза, как единственный путь повышения эффективности управления предприятием. А «Различные системы оплаты и стимулирования труда (окладные, повременно-премиальные, в том числе на основе KPI, сдельные системы, аккордные и др.) <...> абсолютно не способны устранить проблему мотивации персонала» [Бовыкин, с. 55].

В научном плане вопрос повышения эффективности управления предприятием был поднят Честером Барнардом в 1938 году, когда он показал, что то, что власть направлена сверху вниз — это выдумка [Барнард]. Он показал, что в любом предприятии существует «зона безразличия» (позднее Герберт Саймон назвал ее «зоной приемлемости» [Simon]) в которой работник выполняет задания и указания руководства. И не выполняет их вне этой зоны. И величина этой зоны зависит от того, насколько выгоды, получаемые от предприятия, превышают издержки труда [Барнард]. Определяет не только уровень оплаты труда, а и условия труда, повышение профессионального уровня — все, что в совокупности повышает жизненный капитал человека. Соответственно эффективное управление предприятием возможно только в «зоне приемлемости», и управление предприятием в основном должно быть ориентировано на расширение этой зоны.

Таким образом повышение эффективности управления бюрократическим предприятием - это не повышение уровня заданий и распоряжений подчиненным, не не только повышение компетенций руководства. Это повышение уровня оплаты труда, условий труда, морального климата, — всего, что повышает жизненный капитал человека — всего, что расширяет «зону приемлемости» персонала.

В данной статье кратко рассмотрены только вопросы механизма управления бюрократическим предприятием, известных путей повышения эффективности управления. Весь круг вопросов повышения эффективности управления предприятием детально рассмотрены в наших статьях:

 
Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы (2020).   (71)
Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация (январь 2021).   (626)
Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика (май 2021).   (218)
Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия (май 2021).   (259)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия (июнь 2021).   (118)
Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности (июнь 2021).  
Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности (июль 2021).   (60)

Не отраженные в данной статье вопросы повышения эффективности управления предприятием будут кратко рассмотрены в последующей статье.

Список литературы

Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. Пер. с англ. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009.

Бовыкин В.И. Научная мотивация труда. М.: Бовыкин В.И., 2020. 224 с.

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. T. I. Социология, 2016.

Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. — Челябинск: Социум, 2019.

Рикардо Д. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.

Сэй Ж. Б. Трактат по политической экономии. М.: Директ-Медиа, 2007.

Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Издательство «Э», 2017.

Alchian A. A., Demsetz H. Production, Information Costs, and Economic Organization. The American Economic Review. 62 (5): 777–795.

Simon, H.A. Organizations and Markets. // Journal of Economic Perspectives, 1972, Vol 5, No 2, pp. 25–44.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.

Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Как повысить эффективность управления предприятием"

11.09.2021 10:15  Инна

Так за счет чего можно достичь повышение эффективности управления предприятием. Кратко.

11.09.2021 14:21  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Для того, чтобы повысить эффективность управления предприятием, необходимо:

  • Повышать уровень достигаемых персоналом личных результатов одновременно повышая ответственность - тогда у них будут большие стимулов для выполнения заданий и распоряжений своих руководителей. Повышать их компетенции - тогда задания и распоряжения будут исполняться более адекватно. Если же достичь повышения эффективности при этом не удается - проводить кадровые замены.
  • Провести эту работу начиная с высших руководителей, а не с низших и рядового персонала.
Все другие пути, включая различные системы KPI, как показывают исследователи, включая лауреатов Нобелевской премии по экономике 2016 года О. Харта и Б. Холстрема, в лучшем случае - при малых премиях за достигаемые KPI - не дают положительные результаты, при больших - управляемость персоналом теряется тем выше, чем выше эти премии.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Как повысить эффективность управления предприятием", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности
Скачать статью (60)                 Читать статью
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Скачать статью (118)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

26.07.2021 Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности Деп. в ВИНИТИ РАН 26.07.2021, № 43-В2021
Вопросы механизмов деятельности и управления предприятием, эффективности деятельности, рассматривались классиками с самого зарождения капитализма, а в научном ... далее

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021