Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 

Современная организация: натуральное хозяйство - товарное производство. Истоки

3. Истоки японского и американского менеджмента
 
Как отмечалось, японский менеджмент основан на многовековых общинных традициях, американский – на личной инициативе и личной свободе переселенцев. Можно сказать, что японский менеджмент имеет многие черты древнего натурального хозяйства, а американский, зародившийся много позже, одновременно с американским государством, – товарного производства, развивавшегося как раз в те годы.
 
3.1. Натуральное хозяйство
 
В древнем натуральном хозяйстве не было ни товаров, ни обмена: «различные вещи представляют для этой семьи различные продукты ее семейного труда, но они не представляют друг для друга товаров. Различные работы, создающие эти продукты: обработка пашни, уход за скотом, прядение, ткачество, портняжество и т.д., являются общественными функциями в своей натуральной форме...» [2]. «Натуральное хозяйство – это такой способ организации хозяйственной деятельности, при котором производство направлено непосредственно на удовлетворение собственных потребностей производителя, т.е. имеет место внутрихозяйственное потребление» [3].
 
Основные принципы натурального хозяйствования заключаются в следующем.
  1. Коллективная деятельность по получению результата (никакого личного вознаграждения эта деятельность сама по себе не дает до тех пор, пока не будет получен результат - собран урожай, добыта дичь, и т.д.); 
  2. Распределение полученного результата (в основном, главой общины, уравнительное);
  3. Потребление результата и удовлетворение потребностей;
  4. Деятельность по получению результата никак не оторвана от самой жизнедеятельности.
Вознаграждение членов общины – сам результат деятельности, вознаграждение достигается только по достижении результата, и это принципиально.
 
Общий коллективный результат натуральной общины формирует и соответствующую культуру: коллективистское сознание, бескорыстная взаимопомощь, координация и интеграцию деятельности. Формируются экспрессивные связи – социальные связи, образующиеся, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним [4].
 
Формула натурального хозяйства: «производство – распределение – потребление», членами общины потребляется результат деятельности общины, налицо прямые экономические связи между производством и потреблением.
При натуральном хозяйстве не возникает таких вопросов, как качество работы, необходимость мотивации. Все работают на продукт, который и вырабатывается, и потребляется самой общиной. На продукт, который является основой выживания общины, основной идеей, которая всех объединяет, на которую непосредственно направляется и фокусируется вся деятельность всех членов общины. При этом личная цель каждого члена общины – это требуемый коллективный результат. Цель каждого общины – выживание и развитие общины, а через это – и каждого ее члена – это и экономическая и социальная цель.
 
Община рассчитана на неограниченный срок жизни, жизни многих и многих поколений и ее деятельность ориентируется на многолетнюю плодотворную перспективу. Изгнание кого-либо из общины в древности было равносильно смерти.
 
Главный недостаток натурального хозяйства в том, что оно, не имея возможности серьезного разделения труда, не позволяет добиться высокой производительности труда, обеспечивает лишь условия для выживания и минимального развития. Поэтому натуральное хозяйство - самая первая форма общественного хозяйства (организации совместной жизни и деятельности), была вытеснена более совершенной формой - формой товарного производства.
 
3.2. Товарное производство
 
Товарное производство – это не только совершенно другая организация производства – это и совершенно другой уклад жизни человека. «Товарное производство представляет собой такую систему хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов (становящихся в силу этого товарами) на рынке» [5].
 
Основные характеристики деятельности современного предприятия:
  1. Определение и распределение личных частных заданий, необходимых для получения результата организации.
  2. Личная деятельность членов организации по выполнению полученных заданий, за что организацией выдается денежное вознаграждение из фонда заработной платы (ФЗП). 
  3. Реализация организацией полученного в итоге выполнения частных заданий коллективного результата и получение выручки, которая идет в ФЗП, а также на развитие производства, прибыль, и т.д.
Внерабочая деятельность членов производственной организации не включена в товарное производство по определению.
 
Вознаграждение членов организации - оплата личного труда из ФЗП организации – идет, как правило, до реализации продукта. Поэтому товарному производству характерно отсутствие прямых экономических связей между производством и потреблением (последнее, как отмечалось даже не входит в понятие товарного производства). Направленность членов организации на выполнение своих заданий чисто экономическая, они даже не всегда имеют представление о конечном результате организации.
 
Цель собственника организации – прибыль, или производная экономическая цель. Если и есть социальные цели, но только личного плана собственника: престиж в обществе, власть на рынке, и т.д.
 
При товарном производстве все работают, если отвлечься от специальных вопросов мотивации, на свою заработную плату, а до продукта, который выпускает организация, по сути, никому и нет дела. Личная цель – это даже не выполненное задание, а получаемое вознаграждение за потраченное рабочее время. Не полученный результат, не качество и срок выполнения, а то, как будет оценена деятельность индивида руководителем и каково будет вознаграждение.
 
 
__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025