Современная организация: натуральное хозяйство - товарное производство. Истоки
3. Истоки японского и американского менеджмента
Как отмечалось, японский менеджмент основан на многовековых общинных традициях, американский – на личной инициативе и личной свободе переселенцев. Можно сказать, что японский менеджмент имеет многие черты древнего натурального хозяйства, а американский, зародившийся много позже, одновременно с американским государством, – товарного производства, развивавшегося как раз в те годы.
3.1. Натуральное хозяйство
В древнем натуральном хозяйстве не было ни товаров, ни обмена: «различные вещи представляют для этой семьи различные продукты ее семейного труда, но они не представляют друг для друга товаров. Различные работы, создающие эти продукты: обработка пашни, уход за скотом, прядение, ткачество, портняжество и т.д., являются общественными функциями в своей натуральной форме...» [2]. «Натуральное хозяйство – это такой способ организации хозяйственной деятельности, при котором производство направлено непосредственно на удовлетворение собственных потребностей производителя, т.е. имеет место внутрихозяйственное потребление» [3].
Основные принципы натурального хозяйствования заключаются в следующем.
- Коллективная деятельность по получению результата (никакого личного вознаграждения эта деятельность сама по себе не дает до тех пор, пока не будет получен результат - собран урожай, добыта дичь, и т.д.);
- Распределение полученного результата (в основном, главой общины, уравнительное);
- Потребление результата и удовлетворение потребностей;
- Деятельность по получению результата никак не оторвана от самой жизнедеятельности.
Вознаграждение членов общины – сам результат деятельности, вознаграждение достигается только по достижении результата, и это принципиально.
Общий коллективный результат натуральной общины формирует и соответствующую культуру: коллективистское сознание, бескорыстная взаимопомощь, координация и интеграцию деятельности. Формируются экспрессивные связи – социальные связи, образующиеся, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним [4].
Формула натурального хозяйства: «производство – распределение – потребление», членами общины потребляется результат деятельности общины, налицо прямые экономические связи между производством и потреблением.
При натуральном хозяйстве не возникает таких вопросов, как качество работы, необходимость мотивации. Все работают на продукт, который и вырабатывается, и потребляется самой общиной. На продукт, который является основой выживания общины, основной идеей, которая всех объединяет, на которую непосредственно направляется и фокусируется вся деятельность всех членов общины. При этом личная цель каждого члена общины – это требуемый коллективный результат. Цель каждого общины – выживание и развитие общины, а через это – и каждого ее члена – это и экономическая и социальная цель.
Община рассчитана на неограниченный срок жизни, жизни многих и многих поколений и ее деятельность ориентируется на многолетнюю плодотворную перспективу. Изгнание кого-либо из общины в древности было равносильно смерти.
Главный недостаток натурального хозяйства в том, что оно, не имея возможности серьезного разделения труда, не позволяет добиться высокой производительности труда, обеспечивает лишь условия для выживания и минимального развития. Поэтому натуральное хозяйство - самая первая форма общественного хозяйства (организации совместной жизни и деятельности), была вытеснена более совершенной формой - формой товарного производства.
3.2. Товарное производство
Товарное производство – это не только совершенно другая организация производства – это и совершенно другой уклад жизни человека. «Товарное производство представляет собой такую систему хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов (становящихся в силу этого товарами) на рынке» [5].
Основные характеристики деятельности современного предприятия:
- Определение и распределение личных частных заданий, необходимых для получения результата организации.
- Личная деятельность членов организации по выполнению полученных заданий, за что организацией выдается денежное вознаграждение из фонда заработной платы (ФЗП).
- Реализация организацией полученного в итоге выполнения частных заданий коллективного результата и получение выручки, которая идет в ФЗП, а также на развитие производства, прибыль, и т.д.
Внерабочая деятельность членов производственной организации не включена в товарное производство по определению.
Вознаграждение членов организации - оплата личного труда из ФЗП организации – идет, как правило, до реализации продукта. Поэтому товарному производству характерно отсутствие прямых экономических связей между производством и потреблением (последнее, как отмечалось даже не входит в понятие товарного производства). Направленность членов организации на выполнение своих заданий чисто экономическая, они даже не всегда имеют представление о конечном результате организации.
Цель собственника организации – прибыль, или производная экономическая цель. Если и есть социальные цели, но только личного плана собственника: престиж в обществе, власть на рынке, и т.д.
При товарном производстве все работают, если отвлечься от специальных вопросов мотивации, на свою заработную плату, а до продукта, который выпускает организация, по сути, никому и нет дела. Личная цель – это даже не выполненное задание, а получаемое вознаграждение за потраченное рабочее время. Не полученный результат, не качество и срок выполнения, а то, как будет оценена деятельность индивида руководителем и каково будет вознаграждение.
__________________
Версия для печати