ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований 2006-2023 годов
(45)Интерес человека - основа эффективности предприятия май 2023
(407)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(225)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022

Организация и управление. 2. Стратегическое управление

2. Стратегическое управление

В 1980 году Джеймс Куинн так сформулировал стратегию: «Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом. Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [8].
 
Стратегическое управление – это итерационная постановка социально-экономических целей организации, выявление предметных целей, которые позволяют достичь эти социально-экономические цели (номенклатура выпускаемой продукции, новой продукции, проектов развития организации, проектов продвижения продукции на рынке, и т.д.) [9], разработка конкретных планов и проектов деятельности – конкретных целей структурным подразделениям, а также использование получаемых тактических результатов и их использования для развития стратегии. Это разработка «дерева целей» которое растет и развивается (при этом разработка дерева целей невозможна без разработки «дерева стратегий» и организационной структуры [10]). А на тактическом уровне идет организация деятельности по достижению этих целей, далее анализ полученных тактических результатов, передача их на стратегический уровень. Первый вопрос здесь в том, что является основой для постановки социально-экономических целей организации, что является целью самой организации.
 
Цель человека, как впервые определили Зигмунд Фейд (который, однако, рассматривал две альтернативы) и Альфред Адлер (без альтернатив), заключается в выживании, развитии, превосходстве и власти [11, 12]. Пригожин формулирует цель человека в организации несколько по другому, но с тем же смыслом: «Работник строит свое поведение в организации, стремясь к своему росту и оглядываясь на состояние других» [1]. При этом, как он отмечает, имеется определенное сходство целей человека и организации: «Сходные телеономические свойства присущи и организационным системам самим по себе, ибо они нуждаются в поддержании своего равновесия, сохранении устойчивости, так сказать, стремятся к выживанию» [1]. И свои социально-экономические цели организация может ставить только с оглядкой на окружение - не ниже, чем у конкурентов, и фиксация окружения – это исходный момент целеполагания - только сравнение текущего состояния окружения с прежним сможет указать нам на ее изменение, на возможную необходимость изменения целей организации и изменения организации под новые реалии.
 
Однако Сайерт отметил, что «организации не имеют целей, цели имеют только люди» [13]. И в вышеприведенной цитате Пригожина люди строят свое поведение исходя из стремления к своему собственному росту, а не из стремления развития и превосходства своей организации. Только когда вопросы собственного роста сотрудников и роста организации будут согласованы, организация будет иметь цель развития и превосходства. Если этого нет, такая цель будет только у собственника организации. Если же она будет только у руководителя и нескольких ключевых топ-менеджеров (что достаточно часто встречается в практике), то цель развития и превосходства организации будет только у них, и у собственника, а не у коллектива организации. И все цели, которые они будут ставить перед другими руководителями и сотрудниками будут для них только внешними целями, а не их внутренними.
 
Цель развития и превосходства, как отметил сам Альфред Адлер – это фиктивная цель, поскольку она расплывчатая и неустойчивая, развивающаяся вместе с человеком, не поддающаяся измерению, созданная бессознательными силами, она не имеет реального существования и поэтому ее нельзя полностью определить в терминах причины и следствия. Но эта фиктивная цель дает человеку «план души», жизненный план как попытку ее добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму [12].

Однако переход от социально-экономических целей к предметным ничем не регламентирован, они ничего не говорят нам о том как их можно достичь [14]. «Выработка целей - это разновидность социального творчества, в котором объективные и субъективные моменты находятся в сложном соотношении. Цели, задаваемые управлением, не могут быть прямо выведены, "вычислены" из объективного хода развития какой-либо социальной системы (общества, организации), ибо их содержание неизбежно оказывается под воздействием интересов (личных, коллективных, общественных), преобладающих в данных условиях» [1].
 
Это один из самых неопределенных вопросов менеджмента, вопрос, который никогда и не будет формализован. Когда же будут поставлены общие предметные цели, вопрос переходит в практическую плоскость, однако и в этом случае их достижение не может иметь однозначного решения. Если двум руководителям проектов поставить цель создания одного и того же продукта, они создадут его каждый по-своему, и это будут разные продукты, отличающиеся друг от друга и по техническим характеристикам, и по потребительским свойствам, и по себестоимости. Однозначность целей может достигаться только на тактическом уровне, когда достижение поставленной цели четко формализовано, например, имеется полная конструкторская и технологическая документация. Но в этом случае деятельность может быть полностью автоматизирована – станки-автоматы, заводы-автоматы, и может осуществляться без участия человека.
 
Однако это касается только серийного производства, когда стоимость такого комплекта документации и подготовки производства раскладывается на большую серии продукции. В единичном и мелкосерийном производстве такая формализация экономически не выгодна. Чем меньше серия, тем меньше формализация, тем больше вопросов отдается решать человеку.
 
На высшем уровне, при постановке социально-экономических и общих предметных целей, при распределении между ними ресурсов, какая либо формализация этого процесса невозможна, соответственно невозможен и объективный контроль. Основной вопрос в том, исходя из чего руководитель будет ставить цели, определяющие развитие организации. Как уже отмечалось – не исходя из интересов организации, а исходя из своих личных интересов. Человек будет действовать исходя из целей организации только тогда, когда цели организации будут согласованы с его личными целями. Это краеугольный камень менеджмента известный более двухсот лет, который, однако, до настоящего очень слабо внедрен в деятельность наших организаций. И этот краеугольный камень не требуется только там, где человека может заменить автомат, но тогда и ставится автомат.
 
Это основной вопрос организации, без его решения не может быть ни эффективного целеполагания, ни эффективного стратегического управления, ни эффективного тактического управления. 

1. Основные положения << ОГЛАВЛЕНИЕ >> 3. Организация
 

__________________
Версия для печати



Последние новости

26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"
18.01.2022
Договор с компанией "Геометрика" на повышение эффективности деятельности
05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"


Наши новые статьи

05.05.2023 Современное предприятие: организация или самоорганизация? Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 2
Статья посвящена созданию организации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность. Проблеме, актуальной более ста лет, но не разрешенной и до ... далее

20.02.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

10.01.2023 Комплексное (всестороннее) совершенствование организации деятельности предприятия
Наши консалтинговые услуги обеспечивают самую совершенную организацию деятельности предприятия Заказчика. Это организация, базирующаяся создаваемой в ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru




© ООО «КОРПСИС», 2006-2023