Создание эффективной организации деятельности предприятия
Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Развитие организации. 4. Уточненная структураЖемчугов А.М., к.т.н. Жемчугов М.К.
Проблемы экономики и менеджмента, 2016, № 11
4. Уточненная структура парадигмы и модель организации
Уточнив социальные отношения и неформальную организацию, можно привести единую структуру предлагаемой парадигмы СТОО, состав ее элементов и модель организации с ее иерархией и взаимосвязями.
1) Базис парадигмы СТОО включает следующие официальные положения – элементы:
- Миссия организации – ее отношения с обществом, со всеми заинтересованными сторонами, ее предназначение.
- Социально-экономические отношения
- Производственно-экономические отношения
- Производственно-социальные отношения
- Непроизводственные экономические отношения
- Положение о климате в организации (не имеет статуса директивного документа).
- Следующие официальные положения, предопределяющие социальные отношения – климат:
- Стиль управления, профессиональными и личностными характеристиками руководителя организации.
- Личностными и профессиональными характеристиками, психологической совместимостью участников совместной деятельности.
- Положения о материальной помощи, повышении квалификации и др.
- Другие положения.
2) Надстройка парадигмы СТОО:
a) Формальная организация:
- Цели и стратегия организации.
- Положение об оплате труда и мотивации.
- Организационная структура.
- Другие организационные документы (положения, инструкции, …).
- Бизнес-процессы разработки стратегии:
- Целеполагания.
- Мониторинга.
- Планирования и бюджетирования.
- Бизнес-процессы стратегического управления:
- Управленческого учета.
- Мониторинга.
- Корректирующих и предупреждающих мероприятий.
- Другие бизнес-процессы
b) Неформальная организация:
- Официальные положения о требуемой организационной (корпоративной) культуре (не имеет статуса директивного документа).
- Следующие положения, обеспечивающие формирование требуемой корпоративной культуры – неформальной организации:
- Степень ориентации производственных отношений и формальной организации на цели коллектива.
- Степень поддержки руководством принятой формальной организации, степень практической организации формально сформулированной.
- Будущие реальными успехами организации определяемые реальностью и адекватностью принятой стратегии.
- Другие положения.
Отметим, что данные элементы включают все роли PAEI Ицхака Адизеса, характеристики «высокого внимание к людям» и «высокого внимание к производству», все показатели Ричарда Дафта, все структурные переменные всех моделей ЖЦО. При этом ситуационные переменные, например: возраст, размер, темп роста, рост продаж, окружающая среда, конкретные программы деятельности, и др., не входят в парадигму «как есть» непосредственно, а учитываются при анализе организации, а также ее при моделировании (рис.2), при разработке парадигмы «как должно быть».
Рисунок 2. Модель организации в соответствии с парадигмой СТОО.
Приведенные структурные элементы парадигмы и модели СТОО присутствуют в любой социальной организации (явно или неявно, в большей или меньшей степени) и конкретный их набор и определяет парадигму этой организации. Для развития организации «мы должны изменить фундаментальные структурные элементы, из которых состоит универсум… Следующие друг за другом парадигмы по-разному характеризуют элементы универсума и поведение этих элементов. … различия между следующими друг за другом парадигмами необходимы и принципиальны» [3 с. 141]. И мы можем найти как необходимо изменить элементы проводя моделирование по приведенной на рис. 2 модели СТОО. Она позволяет, исходя из парадигмы «как есть» (документ, оформляемый по единой форме) и требуемых характеристик организации, найти ее элементы, наиболее удовлетворяющие этим характеристикам, и которые будет наиболее реализуемы на практике. В итоге найти парадигму «как должно быть» (опять же документ, оформляемый по единой форме) и построить видение организации на следующем более высоком уровне ее развития. При моделировании возможна и разработка нескольких вариантов парадигмы «как есть», и коррекция задаваемых характеристик организации, и достижение первоначально заданных характеристик в несколько шагов, что потребуется тогда, когда будет видно, что разовое достижение высоких характеристик нереально.
Основным преимуществом методологии ВПМ является также и ее максимальная прозрачность, высокая предсказуемость достигаемых результатов, возможность эффективного контроля хода работ по развитию организации.
По предлагаемой методологии развития ВПМ, на базе парадигмы и модели СТОО, можно построить, проанализировать и промоделировать любую организацию существующую при любом социальном строе, на любой стадии ее жизненного цикла. Если результаты моделирования положительны, то создать видение такой организации, стратегию развития, и построить ее.
__________________ Версия для печати
|
|