Организация деятельности и личные интересы человека. Эпоха капитализма XX–XXI вв.
66
время определялись только физическими возможностями человека, а «естественной ценой труда является та, которая необходима, чтобы рабочие имели возможность существовать и продолжать свой род без увеличения или уменьшения их числа» [33, с. 85].
Все условия труда определялись самим капиталистом, рабочие были бесправны, ведь «мало найдется таких рабочих, которые могли бы, не рискуя, дойти до последней крайности, прожить и нескольких недель без работы» [37]. Интерес рабочего принудительно сводился только лишь к его выживанию и воспроизводству необходимой капиталистам рабочей силы. Если же человек попытался бы отстаивать свои интересы, он был бы уволен и потерял бы средства к жизни. Производственная деятельность здесь базировалась на заданиях и распоряжениях руководства и жестких санкциях — она была принудительной и ненормальной [10]. Интерес же капиталиста — максимальная прибыль, необходимая для выживания предприятия на рынке, сохранения статуса и всего образа жизни самого капиталиста, его возможности присваивать результаты труда рабочих.
Капитализм XVIII–XIX вв. — это принудительный труд, когда человек не имел возможности сменить место работы, т.к. при увольнении терял средства к существованию.
Необходимо отметить, что и в наше время имеются организации, в которые можно войти, но очень трудно выйти. Это армия, полиция, государственный аппарат, коммерческие предприятия с уровнем оплаты труда намного выше среднерыночной. Их трудно назвать предприятиями с принудительным трудом, но человек оказывается в полной зависимости от своего руководителя — должен постоянно показывать лояльность к нему, к его указаниям и распоряжениям. При этом «более высокая заработная плата повышает лояльность — люди, которые получают вознаграждение независимо от их выбора, будут склонны делать этот выбор в большей степени в соответствии с интересами своего принципала» [51]. Только при этом они теряют свою свободу — должны выполнять директивные задания и распоряжения своего руководителя, какими бы они ни были. Конечно, здесь при увольнении средства к жизни человек не теряет, но образ жизни его и семьи, смысл жизни может радикально измениться.
Директивная организация стабильна только на предприятиях, уровень оплаты на которых существенно выше среднерыночного.
Эпоха капитализма XX–XXI вв.
Уже в начале XX в. ситуация, при которой капиталисты имели полную власть над рабочими и могли платить им нищенскую плату, существенно изменилась. Ранее бесправные, трудящиеся в борьбе за свои права1 поднялись до статуса промышленных рабочих, обладающих избирательными правами и объединенных в профсоюзы, и рабочий класс превратился в серьезную силу в государстве [30], добился уступок в плане социальной защиты, установления достаточно высоких уровней минимальной оплаты труда и пособий по безработице.
Оформился рынок труда с базовым уровнем оплаты труда. При этом «сам базовый уровень заработной платы определяется вне рынка; функции, которые отводятся таким образом профсоюзам, государству и прочим публичным органам» [30]. Появилась и конкуренция между предприятиями за квалифицированную рабочую силу. Однако «все эти меры [социальной защиты] гораздо хуже, чем зло, которое они предназначены устранить» [24]: при повышении уровня жизни как рабочих, так и безработных существенно снизилась зависимость рабочего от капиталиста, уменьшились и стимулы к труду, и рынок труда стал деградировать. Ф. Тейлор уже в 1911 г. писал, что работник «в большинстве случаев сознательно стремится работать так мало, как только может, и давать
_________
1 «Рыночное» регулирование заработной платы — это сокращение предложения труда: забастовки и восстания» [30].
66
Стр. 65 < СОДЕРЖАНИЕ Стр. 66
В соответствии с договором с редакцией полный текст статьи будет размещен на сайте в апреле 2023 года