Двенадцать принципов эффективности. 1-2. Первый и второй принципы
1. Первый принцип – цель – развитие и превосходство
Гарингтон Эмерсон, на основании своего опыта инженера, предпринимателя, консультанта, в 1911 г. в своей книге “Twelve Principles of Efficiency” (русский перевод «Двенадцать принципов производительности» [1]) сформулировал следующие принципы:
-
Точно поставленные идеалы или цели.
-
Здравый смысл.
-
Компетентная консультация.
-
Дисциплина.
-
Справедливое отношение к персоналу.
-
Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.
-
Диспетчирование.
-
Нормы и расписания.
-
Нормализация условий.
-
Нормирование операций.
-
Писаные стандартные инструкции.
-
Вознаграждение за производительность.
С тех пор прошел 101 год. Коренным образом изменилась ситуация на рынке: диктат производителя сменился диктатом потребителя, и если ранее надо было выпускать больше продукции и с меньшей себестоимостью, и требовалась именно efficiency (соответственно в русском переводе наименования книги Эмерсона [1] используется термин «производительность»), то сейчас надо выпускать ту продукцию, которую требует потребитель, а его потребности очень быстро меняются – требуется эффективный маркетинг и быстрая перестройка производства на новую продукцию. И принципы Эмерсона, относительно к настоящему времени, больше относятся к серийному производству, существенно поддающемуся формализации, но чем дальше идет развитие, тем меньше места остается для формализуемой деятельности, и тем больше вес неформализуемой интеллектуальной деятельности, требуется именно эффективность. Кроме того, за прошедшее время серьезно продвинулись науки, связанные с управлением: психология, социология, и другие, появились новые науки, новые принципы, новые теории управления.
Мы, исходя из своего опыта производственной, консалтинговой и учебной деятельности, проводимой как прошлом, так и в настоящем веке, из трудов основоположников психологии, социологии, и других смежных наук, из наших исследований, сформулировали следующие принципы эффективности для деятельности современных организаций. При этом отметим, что все двенадцать принципов производительности Эмерсона вошли и в наши принципы эффективности, мы только дополнили и перегруппировали их.
2. Второй принцип – мотивация на достижение конечного результата
Второй принцип - система мотивации на достижение поставленной цели.
Если мы возьмем первобытную организацию, например, охотников организованно охотящихся на мамонта, эта цель является одновременно и коллективной, и личной - для каждого члена организации, и какая либо мотивация им не требуется.
В современной организации, во-первых, производится то, что ее членам лично и не требуется, во-вторых, каждый член удален даже от такого, не требуемого лично ему результата - он производит только небольшую часть продукта, порой даже не зная самого продукта, для которого он ее производит. Поэтому у него должен быть четкий мотив – он должен понимать, что выполняя свое задание, он одновременно достигает и свои личные цели.
Собственно Первый принцип и решает этот вопрос, но не во всех условиях, при формализуемой деятельности он не применим – здесь человек не может сам разрабатывать принципы и программы своей деятельности. Этот принцип должен быть заложен в систему управления организацией – систему мотивации.
Только необходимо учесть чрезвычайно важный момент: система мотивации должна быть ориентирована именно на конечный результат (причем, результат, это то, что принято Заказчиком, а не то, что произведено Исполнителем). Мотивация же на какие-то статистические показатели приводит к достижению (порой просто за счет приписок и искажений) этих самых показателей, а не к получению конечного результата: «Вместо того, чтобы вести себя надлежащим образом, члены организации фокусируется только на тех действиях, которые «учитываются» в карте показателей, для того, чтобы извлечь наибольшую выгоду лично для себя» [5], причем очень часто с нарушением социальных принципов и норм.