Развитие производительных сил человека. Совместная деятельности человека
2. Совместная деятельности человека
2.1. Малые группы — основа деятельности человека
Как отмечал Ч. Барнард, «действия людей всегда происходят в рамках локальных групп» [Барнард, 2009, с. 118]. Совместная деятельность с одной стороны обеспечивает социальные потребности человека, с другой — обеспечивает превосходство над биологическими возможностями отдельных людей в физическом и социальном контексте [Барнард, 2009], а «результат получается командой, по определению, и это не сумма отделимых результатов каждого из ее членов» [Alchian, Demsetz, 1972, p. 779].
Основой деятельности группы является разделяемая общая цель, которая приносит ее членам более высокие личные результаты. Однако «индивидуальные, действия либо вообще не в состоянии обеспечить этот общий интерес, либо не могут адекватно способствовать достижению этой цели» [Остром, 2010, с. 87]. Ведь «каждый человек стремится максимизировать свое благосостояние с минимально возможными усилиями» [Блауг 2004, с. 112]. А «имея несколько членов команды, каждый из них имеет стимул обманывать друг друга <…> В результате общая производительность команды снижается» [Alchian, Demsetz, 1972, p. 781].
Человек может повышать свой личный капитал или трудом, или присвоением ресурсов внешней среды, которой для него является и группа. Такой обман в группе может осуществляться тремя основными путями (рис. 2): снижением личного вклада внутреннего и внешнего капитала, присвоением излишков ресурсов. И при этом, конечно, «никто не захочет быть «лохом» [Остром, 2010, с. 62] и «участники придерживаются стратегии сотрудничества до тех пор, пока все остальные придерживаются этой же стратегии. Если кто-либо отступает от правил, то, как утверждает модель, все остальные немедленно и навсегда также бросают их выполнять» [Остром, 2010, с. 183-184].
Рис. 2. Деятельность человека в группе, оборот его капитала
Единственной возможностью обеспечить совместную деятельность в самоорганизующихся малых группах является надзор и санкции, осуществляемые самими участниками [Остром, 2010]. При этом, с другой стороны, «каждый член команды предпочел бы команду, в которой никто, даже он сам, не уклонялся бы» [Alchian, Demsetz, 1972, p. 790]. Группу, в которой бы достигались максимальные общие результаты, а значит и личные. Такая сформировавшаяся группа является субъектом деятельности и имеет коллективный разум [Барнард, 2009], групповые потребности, групповые интересы и цели, групповые нормы и ценности [Андреева, 2001].
Необходимо отметить, что формирование такой группы не может объяснить институциональная теория — у группы еще не было такого положительного опыта. Более того, внутригрупповые надзор и санкции даже дорого обходятся тем, кто их осуществляет [Остром, 2010] и, как отмечалось [Simon, 2005], верность группам и групповым целям – это особая форма альтруизма. «Люди часто жертвуют личной выгодой для целей групп, к которым они принадлежат: семьи, групп сверстников, бизнеса или других организаций, которые их нанимают» [Simon, 2005, p. 98]. Группа как социальный объект становится смыслом ее членов, и они, осознавая ее перспективы, альтруистически вкладывают ресурсы в ее формирование и развитие. Выявленные смыслы членов группы обеспечивает создание и развитие группы.