Социальная организация и организационный порядок. Порядок
1. Организационный порядок
Любая социальная организация, будь то министерство, политическая партия, коммерческое предприятие, армия, всегда включает кадры и материально-техническое обеспечение, функционирует для достижения поставленной цели в соответствии с существующим в ней организационным порядком, функционирует во внешней среде, накладывающей серьезный отпечаток на все аспекты ее деятельности.
Исторически, вначале зародилось государство с государственным управлением и со своим обязательным атрибутом - армией, затем, в ходе войн, - военное управление, много позднее зародился достаточно серьезный бизнес, требующий управления. Однако наибольшего развития теория управления достигла именно в военном управлении, где результат управления четко определен и ясен всем: победа или поражение. В государственном управлении такой ясности нет, и сам результат управления, его предвидение, строится довольно расплывчато.
Первый формальный свод законов создал вавилонский правитель Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) которому подчинялся весь бюрократический аппарат и вся жреческая организация, этот свод вошел в историю как «Кодекс Хаммурапи». Он, как собственно и все последующие законы, имеет следующие функции: вводит формальный организационный порядок, нормализующий взаимоотношения между гражданами, закрепляет разделение граждан по сословиям (так, например, «Кодекс Хаммурапи», приравнивает рабов к вещи, рабы и не являются гражданами) и закрепляет существующий строй – существующую власть [7].
Первый трактат о военном искусстве «Искусство войны» был создан в Китае в конце VI - начале V века до нашей эры и он впервые четко изложил саму основу военного управления как продолжения управления государственного, и включал пять явлений: «Первое — Путь, второе — Небо, третье — Земля, четвертое — Полководец, пятое — Закон» [5]:
• Путь — это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений.
• Небо - это свет и мрак, холод и жар, это порядок времени.
• Земля - это далекое и близкое, неровное и ровное, широкое и узкое, смерть и жизнь.
• Полководец — это ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость.
• Закон — это воинский строй, командование и снабжение.
При этом можно заметить, что Путь – это общая цель народа, одинаковая с целью правителя (это правитель понимает и принимает цель народа, а не наоборот, только тогда армия будет эффективной). Небо и Земля – это внешние среда и условия, и все, что имеется у армии, государства. Полководец и Закон – это организационный порядок.
«Кто из государей обладает Путем? У кого из полководцев есть таланты? Кто использовал Небо и Землю? У кого выполняются правила и приказы? У кого войско сильнее? У кого офицеры и солдаты лучше обучены? У кого правильно награждают и наказывают? По этому всему я узнаю, кто одержит победу и кто потерпит поражение»[5].
По поводу организационного порядка Сунь-Цзы отмечал: «Когда законы вообще исполняются, в этом случае, если преподаешь что-нибудь народу, народ тебе повинуется. Когда законы вообще не выполняются, в этом случае, если преподаешь что-либо народу, народ тебе не повинуется. Когда законы вообще принимаются с доверием и ясны, значит, ты и масса взаимно обрели друг друга» [5]. Когда порядок обеспечивается – есть движение к поставленной цели, а когда порядок понимается и принимается массами, становится их внутренним порядком, их организационной культурой, тогда руководитель и подчиненные обретают друг друга, действуют как единое целое в достижении поставленной цели.
В соответствии с этим дадим следующие определения организационному порядку и его составляющих.
Организационный порядок – это тот порядок, в соответствии с которым осуществляется реальная деятельность организации.
Организационный порядок должен исходить из той цели, которая поставлена перед организацией, требуемый организационный порядок достигается при согласовании целей организации и ее членов. Если цель, поставленная перед организацией, меняется, то, в большинстве случаев, должен изменяться и организационный порядок.
Формальный организационный порядок – это тот порядок, который требуется для достижения цели, поставленной перед организацией, порядок, определяемый утвержденными нормативными документами. Однако сам факт документирования и утверждения формального организационного порядка не дает никаких гарантий, что реальная деятельность организации будет проводиться в соответствии с этим порядком. Это связано с тем, что человек исходит, в первую очередь не из целей организации, ее норм и принципов, а из своих собственных, которые в общем виде отличны от целей, норм и принципов организации.
Организационная культура – внутренние интернированные нормы и принципы членов организации. В идеале они должны соответствовать формальному организационному порядку, а реально они соответствуют ему только в определенной степени, поскольку человек интернирует только те принципы и нормы, которые помогают ему достигать свои личные цели.
Власть - это функция, необходимый элемент жизнедеятельности социальной системы. Власть обеспечивает порядок, т. е. соответствие поведения субъектов нормам и ценностям, провозглашенным целесообразными и для системы. Основные элементы власти – это принуждение (угроза негативными последствиями), убеждение, поощрение, авторитет [8].