Социальная организация и организационный порядок. 6. Некоммерческие организации
6. Некоммерческие организации
В общем виде некоммерческие организации должны служить обществу, их прибыль не может распределяться между акционерами. Однако «служение народу» - это только фиктивная цель и «Некоммерческие организации не могут не понимать, что добрые намерения не заменят собой организацию, принципы лидерства и ответственности, эффективную работу и высокие результаты. Для всего этого необходим менеджмент, который, в свою очередь, начинается с формулирования миссии соответствующей организации… Некоммерческие организации склонны к самовнушению, подменяя реальный результат "декларациями о намерениях". Именно поэтому самые дальновидные руководители некоммерческих организаций постарались четко определять, какие изменения вне организации следует рассматривать как "результаты" ее деятельности, и сосредоточили свои усилия на достижении этих результатов» [15].
Иными словами, организационный порядок в некоммерческих организациях должно строиться точно так же, как и в коммерческих, на основе поставленной цели с формированием и видением достигаемого предметного результата.
Заключение
Таким образом, организационный порядок, основанный на поставленной организации цели нужен везде, и в военном управлении, и в государственном правлении, и в менеджменте. Везде нужна четкая предметная цель, только по достигнутому предметному результату деятельности можно оценить организацию, любую социальную организацию. Собственно эффективное управление социальной организацией - это именно создание и поддержка организационного порядка (включая порядок целеполагания), его изменение при изменениях внешней среды и/или целей поставленных организации, а не указания руководства всем по всем вопросам. Однако «Ценность организационного порядка у нас невелика, должностные инструкции и положения о подразделениях составляются приблизительно и часто не соответствуют реальным обязанностям работников. Поэтому там, где западный рабочий, инженер, служащий склонны обращаться к правилам, россиянин обращается к начальнику» [16]. Основа эффективного организационного порядка – это не приказы и их контроль, а формальный организационный порядок на достижение целей организации, соответствующая культура, самоконтроль и самоорганизация.
Реальный существующий в настоящее время организационный порядок в различных областях и организациях отличается:
1) постановкой предметных целей, четкостью предвидения результата деятельности;
2) возможностью собственника контролировать деятельность организации, результат деятельности организации.
3) соответствием формального порядка целям организации и целям членов организации;
4) формированием организационной культуры направленной на достижение целей организации, основой которой является мотивация членов организации на цели организации;
5) опасностью последствий нарушений организационного порядка и жесткостью санкций за его нарушения;
6) возможной степенью регламентации деятельности (что ограничивает применение санкций – нет регламента – нет и его нарушений, санкций за нарушения).
Однако первые четыре пункта, как видно из вышеизложенного, обязательны для всех организаций, но реально, как мы видим, государственные и некоммерческие организации (а то и коммерческие) очень часто не имеют предметной цели с предвидимым результатом. А, не имея такой цели, невозможен и контроль со стороны собственника (п.2), и соответствие целей организации и ее членов (п.3), и формирование требуемой организационной культуры (п.4).
Первые четыре пункта должны быть обязательны в любой социальной организации. Только пятый и шестой пункты должны и на самом деле должны различаться, по своей степени, в различных сферах управления.
Можно выделить следующие сферы социального управления, с общими принципами организационного порядка и количественными различиями в пятом и шестом пунктах, с ранжирование их по степени возможности узурпирования власти:
1) Военное управление.
2) Управление в малых частных организациях.
3) Управление в крупных акционерных организациях.
4) Государственное управление.
Все эти сферы управления довольно близки с точки зрения требуемого организационного порядка. Если мы попытаемся дать самое краткое определение бизнеса, сделанное на основе множества других определений, то оно может выглядеть примерно так: БИЗНЕС – деятельность, приносящая доход или иные выгоды. В такой широкой трактовке цель в любой сфере – это получение натурального прибавочного продукта:
• Государство – повышение валового продукта, повышение благосостояния народа.
• Война (собственно и рейдерские захваты) – это и захваченные активы (захватнические войны), их защита и сохранение (оборонительные войны). Война-это продолжение государственной (экономической) политики другими средствами.
Во всех сферах управления эффективный организационный порядок определяется:
• целью поставленной организации, и ее согласованием с целями общества;
• постановкой в организации предметных целей, соответствующих поставленной цели, четкостью предвидения результата деятельности;
• возможностью эффективного контроля деятельности организации, результата деятельности организации.
• созданием формального организационного порядка соответствующего целям, поставленным организации, и целям членов организации;
• формированием организационной культуры направленной на достижение целей организации, основой которой является мотивация членов организации на цели организации;
• жесткостью санкций за нарушения организационного порядка, определяемых опасностью последствий нарушений;
• степенью регламентации деятельности.
И, в соответствии с тем, как на практике сформирован и реально действует организационный порядок, определяется и эффективность деятельности организации, в любой сфере: военной, в государственной, в бизнесе.