О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
10.06.2014

Социо-кибернетическая модель организации. 6. Производственный элемент модели

6. Производственный элемент модели 

Производственный элемент, самый нижний элемент иерархии включающий рядовых сотрудников, при этом может иметь вид, изображенный на рис. 8. 

Рис. 8. Модель Производственного элемента – самого нижнего структурного элемента. Линии связи по преобразованию входа в выход даны условно.

Модель предусматривает коллективное достижение поставленной перед производственным элементом цели, даже в том случае, если его деятельность достаточно формализована – влияние морального климата, отношений, субкультуры, на эффективность деятельности имеется всегда – при правильной организации целое всегда больше суммы его частей. 

Средства производства (ресурсы) принадлежат организации и передаются структурному элементу (верхняя двунаправленная стрелка) для обеспечения достижения поставленных целей и могут перераспределяться в ходе деятельности (собственно и рядовые сотрудники могут рассматриваться как человеческие ресурсы, но этот вопрос много сложнее).

Основное отличие производственного элемента от структурного заключается в том, что он уже не может рекурсивно раскрываться вниз и имеет вход исходных сырья и материалов и выход конечной продукции.
Аналогично могут быть раскрыты и все другие структурные подразделения, а на самом нижнем уровне – рядовые члены организации. Таким образом, для того, чтобы модель показывала производственные потоки, она должна быть раскрыта до уровня рядовых сотрудников. Однако, для крупных предприятий имеющих сотни, тысячи, десятки тысяч, а то и сотни тысяч сотрудников это практически неосуществимо. Анализ деятельности отдельных сотрудников ведется только на моделях нижних уровней, а на верхних уровнях ведется анализ на уровнях участков, цехов, производств, и т.д. Т.е. моделируется не взаимодействие отдельных сотрудников, а участков, цехов, производств в целом, что аналогично Модели взаимодействия открытых систем (ВОС) [15]. В этом случае самый нижний элемент модели уже не просто производственный элемент, а структурный производственный элемент, который включает несколько уровней иерархии управления и рядовых сотрудников, но без раскрытия их взаимодействия. Такой структурно-производственный элемент в виде «черного ящика» изображен на рис. 9.
Рис. 9. Модель Производственного элемента – элемента самого нижнего уровня иерархии.

Отметим, что полная модель организации может содержать сотни производственных элементом и такая графическая модель организации не будет оптимальна для анализа. Да и на крупных предприятиях ведется анализ потоков в первую очередь на уровне укрупненных структурных единиц. При этом модель рис. 9 будет включать несколько уровней иерархии без их внутренней детализации и индивидуального анализа.
Движение материальных средств в модели на уровнях производственных цехов изображено на рис. 10.

Рис. 10. Управление и движение материальных ресурсов в модели организации на уровне структурных элементов второго уровня иерархии. 

Верхний структурный элемент – организация, обычно ему не дается никакого цифрового обозначения. Через руководителя она связана с собственником. Элемент 100 – служба снабжения: 110 – отдел снабжения. Элемент 200 – производство: 210 – цех производства компонентов, 220 – цех производства узлов, 230 – сборочный цех. Элемент 300 – служба маркетинга: 310 – отдел реализации. Третий уровень иерархии (склады, производственные участки…) на модели не раскрыт, моделирование в данной модели ведется на втором уровне иерархии. Не раскрываются и те структурные и производственные элементы, которые не участвуют в процессах, анализируемых данной моделью – модель должна быть максимально простой. Движение же внутри структурных элементов второго уровня иерархии может быть показано на их отдельных моделях.
Еще раз можно отметить, что в модели отсутствуют чисто информационные связи между ее элементами, эти связи заменены социальными – любой руководитель является членом и вышестоящего элемента, и нижестоящего, любой руководитель (и рядовой сотрудник) находится в одном коллективе со своими соседями. 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Социо-кибернетическая модель организации"

18.11.2014 15:05  Евгений П.

Можно ли на базе этой модели разработать математическую модель и проводить математическое моделирование?

18.11.2014 20:11  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Это, к сожалению, невозможно.
 
Данная модель относится к микроэкономике, которая в отличие от макроэкономики, которая имеет дело с величинами таких агрегированных показателей, как занятость и доход, а с их структурой. И в микроэкономике невозможно создать математическую модель принятия конкретных решений человеком (они могут зависеть даже от того, поругался ли он намедни с женой), невозможно создать математическую модель окружающей среды конкретного предприятия.


23.04.2021 10:40  Василиса

Какие модели облегчающие процессы управления применяются в организациях?

23.04.2021 12:06  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Существуют четыре модели организации предприятия с различающимися принципами управления: административная, экономическая, партнерская и попустительская.
Самые сложные процессы управления в экономической модели и она дает эффект только при простейших видах труда. Далее идет партнерская система базирующаяся на самоуправлении, однако процессы поддержки этого самоуправления требуют достаточных компетенций. Следующей идет административная система, в которой исполнение распоряжений и заданий руководства базируется на угрозе увольнения. Практически не имеет управления попустительская модель, в которой коллектив предоставлен «самому себе» и сам организует деятельность понимая, что если он не будет давать результатов, он будет распущен.
С точки зрения эффективности наиболее предпочтительной является партнерская модель, затем идет административная при уровне оплаты труда существенно выше среднерыночной (когда угроза увольнения наиболее действенна), далее попустительская, и при простейших видах труда (ее основатель Фредерик Тейлор применял ее при разгрузке вагонов), экономическая.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Социо-кибернетическая модель организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
(164)Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности. Октябрь 2021
(195)Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности. Июль 2021
(225)Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия. Май 2021

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.12.2021 Единственно правильная модель проведения организационных изменений
Проведение организационных изменений - это основная проблема, возникающая при проектах повышения эффективности и развития предприятия. Зачастую это и ... далее

15.11.2021 Мотивация к следованию бизнес-процессам
Если внедряемая система бизнес-процессов не будет поддерживаться соответствующими стимулами и мотивами, то ее положения и не будут исполняться персоналом. ... далее

12.11.2021 Институты, бизнес-процессы и ИТ-проекты
Внедрение системы бизнес-процессов — это не просто введение формальной системы бизнес-процессов — это зачастую непредсказуемые институциональные изменения ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021