1. Проблема организационной документации предприятия
До настоящего времени формальная организационная документация определяющая деятельность персонала (правила, положения, инструкции, нормы, и др., включая и устные распоряжения, задания, руководства) в основном рассматривается как некоторая самостоятельная сущность – формальный институт предприятия. Известны, например, такие письменные организационные документы, как организационная структура, должностные инструкции, положения о структурных подразделениях, регламенты бизнес-процессов, положения оплаты труда и мотивации персонала. И многие при этом считают, что если они разработают какую-либо организационную документацию для своих предприятий, то эффективность их деятельности сразу повысится. Только «правила, предписывающие определенное поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф, 2018, с. 55].
И практика показывает, что в большинстве случаев формальные организационные документы разрабатываются, утверждаются, вводятся в действие приказами, но, реально, никто ими и не пользуется, – мотивы персонала отсутствуют. И даже никакие системы мотивации, в том числе и по KPI (ключевым показателям эффективности), здесь не помогают [Norreklit, 2000; Рамперсад, 2005]. Более того, могут даже приводить к снижению эффективности деятельности предприятия [Hart, Holmström, 2016; Вольчик, 2018]. Деятельность персонала определяется всеми воздействующими на него факторами. А сами по себе организационные документы никакого влияния на деятельность человека не оказывают – на деятельность оказывают влияние только получаемые им выгоды или издержки при соблюдении или несоблюдении положений организационных документов.