Эффективность организации – единство целей, стратегии и структуры 6.
6. Организационная структура организации
Организационная структура управления ранее уже упоминалась в вопросе распределения целей. Исторически ее теоретические основы были заложены в конце XIX-го, начале XX-го веков. Основной вклад здесь внесли Анри Файоли и Макс Вебер, которые заложили основы современного менеджмента, и основные положения которых действуют и сейчас.
Анри Файоль: в основе деятельности любой социальной структуры лежит принцип иерархии, который закрепляет отношения в организации и обеспечивает предельную прозрачность управления.
Основные принципы:
- единоначалие;
- четкое разделение функций управления.
Теоретическим фундаментом школы научного управления стали труды М. Вебера, который дал социологическое обоснование рациональной модели Тейлора и его последователей. Важнейшей идеей Вебера, использовавшейся авторами теории научного управления, явилась концепция социального действия. Согласно этой концепции, …основу социального порядка в обществе составляют только социально ориентированные и рациональные (целеориентированные или ценностно-ориентированные) действия, а задачей членов организации следует считать понимание ими собственных целей и последующую оптимизацию собственной деятельности. Каждое действие работника в организации должно быть рационально с точки зрения как выполнения им собственной роли, так и достижения общей цели организации [3]. Т.е. он уже понимал необходимость гармонизации целей заданий и целей системы работников, но полагал, что она будет обеспечена формальными принципами бюрократии.
Основные принципы идеальной, наиболее эффективной (по Веберу) системы управления - бюрократической системы:
- иерархия;
- безличность;
- документирование всех сделок;
- постоянство;
- экспертиза.
В случае нарушения или отсутствия хотя бы одного из перечисленных принципов реализация идеального типа бюрократии оказывается под угрозой.
Любая организация иерархична и отличительная особенность состоит в том, что работа в ней осуществляется всегда внутри групп или команд – структурных подразделений организации. При этом не имеют никакого значения функции и предназначение конкретной организации. Иерархию организационной структуры организации с управлением по вертикали власти уже никто не отрицает, и Джон Чайлд отмечал: «Анализ бюрократических структур, проведенный Максом Вебером, продолжает оставаться уникальным и наиболее значимым описанием сущности современных организаций» [4].
Схема иерархической организационной структуры приведена на Рисунке 1.
Рисунок 1. Иерархическая вертикальная организационная структура организации
Но при этом организационная структура определяется не только подразделениями и их связями, но и полномочиями подразделений. Если полномочия не делегированы, то представленная структура является линейной организационной структурой. Если же верхнему уровню делегированы существенные полномочия, то представленная структура уже является дивизиональной организационной структурой.
Однако иерархические отношения в организации складываются отнюдь не только линейно и по вертикали. Существуют также формы боковой иерархии. Элементы таких отношений заложены в организациях между контролирующими, санкционирующими и другими службами (например, бухгалтерия, отдел кадров, охрана) и другими подразделениями [1], особенно это характерно для матричных и сетевых организаций. Причем управление по горизонтали может быть как рекомендательным, так и директивным.
При этом, указать все горизонтальные связи на организационной схеме удается только в простейших случаях, когда структура однородна, например, в матричной или сетевой организационных структурах. При смешенных организационных структурах, которые наиболее используются в практике, изобразить все горизонтальные связи если и удается, то схема теряет наглядность. Однако их можно указывать на отдельной схеме (Рис.2).
Рисунок 2. Пример горизонтальных связей управления подразделений верхнего уровня иерархии
Это типичная структура горизонтальных связей подразделений верхнего уровня иерархии, она довольно проста, но если нанести эти связи на структуру, изображенную на рисунке 1, то последняя потеряет всякую наглядность, а нанести на нее горизонтальные связи еще и второго уровня иерархии, уже практически невозможно.
Таким образом, организационная структура организации полностью определяется ее вертикальной иерархией (рисунок 1), вертикальными полномочиями структурных подразделений (которые фиксируются в Положениях о подразделении), схемой горизонтальных связей (рисунок 2), которые фиксируются в регламентах взаимодействия подразделений.
Рассмотрим далее вопросы делегирования полномочий и автономии структурных подразделений.
Каждая структурная единица организации испытывает имманентное, внутренне присущее ей стремление постоянно повышать уровень своей функциональной автономии. Руководство организации должно оценивать возможность возникновения ситуаций, при которых функциональная автономия подразделения настолько повысится, что это подразделение сможет начать диктовать свои условия руководству организации, настаивая на приоритете своих целей [3].
Получая полномочия, группа, в пределах полученных полномочий, сама выстраивает стратегию своей деятельности, что существенно осложняет контроль за ее деятельностью, фактически, основной контроль может осуществляться только по конечному результату.
Деятельность групп во многом зависит от того, принимаются (или нет) группой цели организации. Зачастую же рост и развитие группы - ее самоцель, процесс оказывается важнее результата.
Предсказать поведение конкретной организации в различных ситуациях более чем проблематично, но функционирование социальной организации: целей организации и целей ее подразделений, ее членов, делегирование полномочий и т.д., можно прогнозировать с помощью модели. «Система управления является предметом изучения кибернетики. Беда в том, что системы управления достаточно сложны, чтобы служить адекватной моделью фирмы, причем настолько сложны, что кибернетики не понимают их полностью, не прибегая к моделям» [5].
__________________
Версия для печати