О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
14.01.2012

Как построить эффективную организацию. Стратегия и модель

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №1, 2012 г., с. 6-11
 
I. Стратегия организации и модель социальной системы
 
 Термин «Стратегия» ранее применялся только к военному делу, применительно к менеджменту введен Альфредом Чандлером сравнительно недавно, в 1962 г. Однако управление большими промышленными корпорациями претерпело значительные изменения уже между 1920 и I960 годами, когда стало обычным разделение принятия стратегических решений и стратегического управления и оперативного контроля и управления [3]. Оливер Вильямсон отмечает, что «хотя деловая практика такого разделения управленческих функций на сорок лет опередила соответствующее развитие организационной теории, сейчас можно истолковать ее в терминах У. Эшби, показавшего, «что все адаптирующиеся системы, обладающие способностью качественно и количественно варьировать реакции, должны характеризоваться наличием двойной обратной связи. Количественные отклонения регулируются через первичную цепь обратной связи (через оперативное управление), в рамках наличествующих правил принятия решений. Качественные отклонения предполагают более длинную цепь приспособительных реакций, в ходе которых во второй (или стратегической) цепи обратных связей вырабатываются новые правила » [4].
 
В наше же время, необходимость стратегического управления признается во всех организациях, «во всех адаптирующиеся системах», независимо от их размеров.
 
Отметим далее существенно важное следствие Стафарда Бира из закона Уильяма Эшби о разнообразии [5], которое гласит, что управление может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего по крайней мере, не меньше, чем разнообразие управляемой им ситуации. Этот закон, как и любой другой важный закон природы, совершенно очевиден после того, как он открыт [6].
 
«Управляемая ситуация, во всех практических случаях, обладает огромным разнообразием, поэтому и разнообразие средств управления должно быть соответствующим» [6].
 
Отметим еще один важный факт, вытекающий из эпиграфа статьи. Стратегия разрабатывается в основном на верхних уровнях иерархии, но практически реализуется на нижних уровнях, поэтому «корпоративная стратегия должна быть сконцентрирована в первую очередь на достижении успехов каждым подразделением, в противном случае она обречена на неудачи вне зависимости от того, насколько хорошо она была сформулирована» [7]. Из этого можно сделать вывод о том, что должна разрабатываться не только стратегия организации, но и стратегия каждого подразделения, каждого работника, только так можно добиться максимальной концентрации усилий, – модель системы управления организации должна быть рекурсивной.
 
Таким образом, модель должна:
  • Обеспечивать управление для достижения поставленной цели организации по всему многообразию возможных ситуаций.
  • Рекурсивно формировать организационную структуру организации и стратегию подразделений и работников исходя из цели и миссии организации.
  • Учитывать влияние человеческого фактора и показывать пути гармонизации всех руководителей, всех работников, на достижение цели, поставленной перед организацией.
Модель, отвечающая всем приведенным требованиям, приведена в статье «Модель системы стратегического управления» [8], она является рекурсивной моделью по определению Стаффорда Бира [6]. На рисунке 1 приведена общая модель, а на рисунке 2 рекурсивная модель организации.
 
 
Рисунок 1. Общая модель системы стратегического управления [8]
 
 
Рисунок 2. Рекурсивная модель системы стратегического управления [8]
 
Посмотрим, как эта модель обеспечивает приведенные выше требования.
 
1. Модель имеет шесть цепей обратной связи. При небольших возмущениях идет коррекция показателей, или программ, проектов и показателей. При больших возмущениях идет коррекция частных стратегических целей, программ и проектов, показателей. При еще больших возмущениях может меняться видение и частные стратегические цели, программы и проекты, показатели. Далее может включаться и изменение миссии (для коммерческих организаций расширение или сужение рыночной ниши, освоение новой рыночной ниши), и изменение самой цели (для коммерческих организаций, например, переход к продаже компании). При этом все цепи обратной связи замыкаются через мониторинг реализации программ и проектов (Рис.1.). Решения о необходимости коррекции принимаются на основании сравнения результатов мониторинга и заданных (прогнозируемых) показателях эффективности: показателей программ и проектов, показателей достижения частных стратегических целей, показателей достижения цели организации.
 
2. Определив стратегию на уровне организации, исходя из полученного видения и программ и проектов, можно определить оптимальную структуру подразделений верхнего уровня иерархии. Определив стратегию каждого структурного подразделения верхнего уровня, аналогично можно определить и структуру подразделений следующего уровня иерархии, и т.д., вплоть до конкретных работников.
 
3. Модель включает, фактически, две стратегии, стратегию, получаемую сверху и личную стратегию руководителя, исходящую из его личных целей. Анализируя эти две стратегии можно выяснить условия, при которых эти две стратегии максимально гармонизированы.
 
Фактически, эта модель представляет собой модель любой социальной системы.
 См. новую статью  Социо-кибернетическая модель организации // Проблемы экономики и менеджмента №6 2014 г.

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Как построить эффективную организацию"

25.02.2014 13:04  Анна

В чем заключается социальная эффективность от создания предприятия?

25.02.2014 15:50  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Если очень коротко, то это создание рабочих мест и удовлетворение определенных потребностей населения (определяемых продукцией/услугами предприятия).

30.06.2014 11:43  Андрей Лосев

Что нужно для разработки плана повышения эффективности деятельности предприятия?

30.06.2014 15:41  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Первое, что требуется для разработки плана повышения эффективности деятельности предприятия – это формулирование социально-экономической цели предприятия, максимальной, но реально достижимой. Сформулировать то, к чему стремится предприятие. А сформулировав это можно построить «видение» предприятия обеспечивающего достижение поставленной цели, «видение» в областях новой и выпускаемой продукции, совершенствования внутренней среды, изменения внешней среды. Далее можно разрабатывать конкретный план повышения эффективности деятельности предприятия позволяющий практически реализовать «видение» и достичь поставленную цель.

18.10.2016 17:45  Ашот

Какие имеются источники эффективности?

18.10.2016 23:33  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Имеется только один источник эффективности - это Человек.

18.11.2016 11:39  В.В.

Какие параметры предприятия необходимы для проведения стратегии организационной перестройки?

18.11.2016 13:13  Moderator

Для проведения стратегии организационной перестройки предприятия необходимы все организационные характеристики предприятия. К этим характеристикам относятся:
  • социально-трудовые отношения действующие в предприятии;
  • формальная организация предприятия (оргструктура, положения, инструкции, регламенты, описания бизнес-процессов, и т.д.);
  • неформальная организация (организационная культура.
В рамках поста эти вопросы невозможно показать даже кратко, но они подробно рассмотрены в статье "Развитие организации".

24.08.2017 10:22  Вероника

Какие из подразделений приносит прибыль, а какие убытки?

24.08.2017 12:49  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

В хорошо организованной компании все без исключения подразделения вносят свой вклад в получение предприятием прибыли. Если деятельность какого либо подразделения приносит предприятию убытки, его необходимо или реорганизовать, или ликвидировать.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Как построить эффективную организацию", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Скачиваний 375                                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

23.03.2021 Разработка регламентов предприятия
Организационная документация и регламенты предприятия. Разработка регламентов предприятия ... далее

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, No 2 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021