ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(111)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(53)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Как построить эффективную организацию. Стратегия и модель

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №1, 2012 г., с. 6-11
 
I. Стратегия организации и модель социальной системы
 
 Термин «Стратегия» ранее применялся только к военному делу, применительно к менеджменту введен Альфредом Чандлером сравнительно недавно, в 1962 г. Однако управление большими промышленными корпорациями претерпело значительные изменения уже между 1920 и I960 годами, когда стало обычным разделение принятия стратегических решений и стратегического управления и оперативного контроля и управления [3]. Оливер Вильямсон отмечает, что «хотя деловая практика такого разделения управленческих функций на сорок лет опередила соответствующее развитие организационной теории, сейчас можно истолковать ее в терминах У. Эшби, показавшего, «что все адаптирующиеся системы, обладающие способностью качественно и количественно варьировать реакции, должны характеризоваться наличием двойной обратной связи. Количественные отклонения регулируются через первичную цепь обратной связи (через оперативное управление), в рамках наличествующих правил принятия решений. Качественные отклонения предполагают более длинную цепь приспособительных реакций, в ходе которых во второй (или стратегической) цепи обратных связей вырабатываются новые правила » [4].
 
В наше же время, необходимость стратегического управления признается во всех организациях, «во всех адаптирующиеся системах», независимо от их размеров.
 
Отметим далее существенно важное следствие Стафарда Бира из закона Уильяма Эшби о разнообразии [5], которое гласит, что управление может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего по крайней мере, не меньше, чем разнообразие управляемой им ситуации. Этот закон, как и любой другой важный закон природы, совершенно очевиден после того, как он открыт [6].
 
«Управляемая ситуация, во всех практических случаях, обладает огромным разнообразием, поэтому и разнообразие средств управления должно быть соответствующим» [6].
 
Отметим еще один важный факт, вытекающий из эпиграфа статьи. Стратегия разрабатывается в основном на верхних уровнях иерархии, но практически реализуется на нижних уровнях, поэтому «корпоративная стратегия должна быть сконцентрирована в первую очередь на достижении успехов каждым подразделением, в противном случае она обречена на неудачи вне зависимости от того, насколько хорошо она была сформулирована» [7]. Из этого можно сделать вывод о том, что должна разрабатываться не только стратегия организации, но и стратегия каждого подразделения, каждого работника, только так можно добиться максимальной концентрации усилий, – модель системы управления организации должна быть рекурсивной.
 
Таким образом, модель должна:
  • Обеспечивать управление для достижения поставленной цели организации по всему многообразию возможных ситуаций.
  • Рекурсивно формировать организационную структуру организации и стратегию подразделений и работников исходя из цели и миссии организации.
  • Учитывать влияние человеческого фактора и показывать пути гармонизации всех руководителей, всех работников, на достижение цели, поставленной перед организацией.
Модель, отвечающая всем приведенным требованиям, приведена в статье «Модель системы стратегического управления» [8], она является рекурсивной моделью по определению Стаффорда Бира [6]. На рисунке 1 приведена общая модель, а на рисунке 2 рекурсивная модель организации.
 
 
Рисунок 1. Общая модель системы стратегического управления [8]
 
 
Рисунок 2. Рекурсивная модель системы стратегического управления [8]
 
Посмотрим, как эта модель обеспечивает приведенные выше требования.
 
1. Модель имеет шесть цепей обратной связи. При небольших возмущениях идет коррекция показателей, или программ, проектов и показателей. При больших возмущениях идет коррекция частных стратегических целей, программ и проектов, показателей. При еще больших возмущениях может меняться видение и частные стратегические цели, программы и проекты, показатели. Далее может включаться и изменение миссии (для коммерческих организаций расширение или сужение рыночной ниши, освоение новой рыночной ниши), и изменение самой цели (для коммерческих организаций, например, переход к продаже компании). При этом все цепи обратной связи замыкаются через мониторинг реализации программ и проектов (Рис.1.). Решения о необходимости коррекции принимаются на основании сравнения результатов мониторинга и заданных (прогнозируемых) показателях эффективности: показателей программ и проектов, показателей достижения частных стратегических целей, показателей достижения цели организации.
 
2. Определив стратегию на уровне организации, исходя из полученного видения и программ и проектов, можно определить оптимальную структуру подразделений верхнего уровня иерархии. Определив стратегию каждого структурного подразделения верхнего уровня, аналогично можно определить и структуру подразделений следующего уровня иерархии, и т.д., вплоть до конкретных работников.
 
3. Модель включает, фактически, две стратегии, стратегию, получаемую сверху и личную стратегию руководителя, исходящую из его личных целей. Анализируя эти две стратегии можно выяснить условия, при которых эти две стратегии максимально гармонизированы.
 
Фактически, эта модель представляет собой модель любой социальной системы.
 См. новую статью  Социо-кибернетическая модель организации // Проблемы экономики и менеджмента №6 2014 г.

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024