Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
  Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия,
обеспечивающие максимальную эффективность его деятельности и прибыльность
 
 
 

Как построить эффективную организацию. Стратегия и модель

Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №1, 2012 г., с. 6-11
 
I. Стратегия организации и модель социальной системы
 
 Термин «Стратегия» ранее применялся только к военному делу, применительно к менеджменту введен Альфредом Чандлером сравнительно недавно, в 1962 г. Однако управление большими промышленными корпорациями претерпело значительные изменения уже между 1920 и I960 годами, когда стало обычным разделение принятия стратегических решений и стратегического управления и оперативного контроля и управления [3]. Оливер Вильямсон отмечает, что «хотя деловая практика такого разделения управленческих функций на сорок лет опередила соответствующее развитие организационной теории, сейчас можно истолковать ее в терминах У. Эшби, показавшего, «что все адаптирующиеся системы, обладающие способностью качественно и количественно варьировать реакции, должны характеризоваться наличием двойной обратной связи. Количественные отклонения регулируются через первичную цепь обратной связи (через оперативное управление), в рамках наличествующих правил принятия решений. Качественные отклонения предполагают более длинную цепь приспособительных реакций, в ходе которых во второй (или стратегической) цепи обратных связей вырабатываются новые правила » [4].
 
В наше же время, необходимость стратегического управления признается во всех организациях, «во всех адаптирующиеся системах», независимо от их размеров.
 
Отметим далее существенно важное следствие Стафарда Бира из закона Уильяма Эшби о разнообразии [5], которое гласит, что управление может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего по крайней мере, не меньше, чем разнообразие управляемой им ситуации. Этот закон, как и любой другой важный закон природы, совершенно очевиден после того, как он открыт [6].
 
«Управляемая ситуация, во всех практических случаях, обладает огромным разнообразием, поэтому и разнообразие средств управления должно быть соответствующим» [6].
 
Отметим еще один важный факт, вытекающий из эпиграфа статьи. Стратегия разрабатывается в основном на верхних уровнях иерархии, но практически реализуется на нижних уровнях, поэтому «корпоративная стратегия должна быть сконцентрирована в первую очередь на достижении успехов каждым подразделением, в противном случае она обречена на неудачи вне зависимости от того, насколько хорошо она была сформулирована» [7]. Из этого можно сделать вывод о том, что должна разрабатываться не только стратегия организации, но и стратегия каждого подразделения, каждого работника, только так можно добиться максимальной концентрации усилий, – модель системы управления организации должна быть рекурсивной.
 
Таким образом, модель должна:
  • Обеспечивать управление для достижения поставленной цели организации по всему многообразию возможных ситуаций.
  • Рекурсивно формировать организационную структуру организации и стратегию подразделений и работников исходя из цели и миссии организации.
  • Учитывать влияние человеческого фактора и показывать пути гармонизации всех руководителей, всех работников, на достижение цели, поставленной перед организацией.
Модель, отвечающая всем приведенным требованиям, приведена в статье «Модель системы стратегического управления» [8], она является рекурсивной моделью по определению Стаффорда Бира [6]. На рисунке 1 приведена общая модель, а на рисунке 2 рекурсивная модель организации.
 
 
Рисунок 1. Общая модель системы стратегического управления [8]
 
 
Рисунок 2. Рекурсивная модель системы стратегического управления [8]
 
Посмотрим, как эта модель обеспечивает приведенные выше требования.
 
1. Модель имеет шесть цепей обратной связи. При небольших возмущениях идет коррекция показателей, или программ, проектов и показателей. При больших возмущениях идет коррекция частных стратегических целей, программ и проектов, показателей. При еще больших возмущениях может меняться видение и частные стратегические цели, программы и проекты, показатели. Далее может включаться и изменение миссии (для коммерческих организаций расширение или сужение рыночной ниши, освоение новой рыночной ниши), и изменение самой цели (для коммерческих организаций, например, переход к продаже компании). При этом все цепи обратной связи замыкаются через мониторинг реализации программ и проектов (Рис.1.). Решения о необходимости коррекции принимаются на основании сравнения результатов мониторинга и заданных (прогнозируемых) показателях эффективности: показателей программ и проектов, показателей достижения частных стратегических целей, показателей достижения цели организации.
 
2. Определив стратегию на уровне организации, исходя из полученного видения и программ и проектов, можно определить оптимальную структуру подразделений верхнего уровня иерархии. Определив стратегию каждого структурного подразделения верхнего уровня, аналогично можно определить и структуру подразделений следующего уровня иерархии, и т.д., вплоть до конкретных работников.
 
3. Модель включает, фактически, две стратегии, стратегию, получаемую сверху и личную стратегию руководителя, исходящую из его личных целей. Анализируя эти две стратегии можно выяснить условия, при которых эти две стратегии максимально гармонизированы.
 
Фактически, эта модель представляет собой модель любой социальной системы.
 См. новую статью  Социо-кибернетическая модель организации // Проблемы экономики и менеджмента №6 2014 г.

__________________
Версия для печати


:

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025