Создание эффективной организации деятельности предприятия
Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Разработка стратегии предприятия: эволюционной и революционнойДжеймс Куинн так сформулировал стратегию: «Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики». И стратегия предприятия должна разрабатываться исходя из поставленных целей. Только: «Цели (или задачи) определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» (Герберт Саймон). Он предложил разделение общих целей на специфические подчиненные задачи и последующее распределение их по организационным подразделениям. Однако это ничего не говорит о том, как именно провести «разделение общих целей на специфические подчиненные задачи». И этот вопрос целеполагания не был решен до самого последнего времени: «приходится признать, что теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» (Петросян А. Э., 2015).
Вопрос целеполагания достаточно просто решается только постановкой целей «от достигнутого», на несколько процентов выше, чем достигнутые в предыдущем периоде. И стратегия достижения этих целей из квартала в квартал, из года в год, в принципиально неизменна: действуют одни и те же апробированные и проверенные временем политики (принципы, методы, средства), а повышение результатов предприятия достигается совершенствованием деятельности во всех областях, где только можно найти возможность этого совершенствования. И это стратегия эволюционного развития.
Однако хорошо известно, что одним только эволюционным развитием обойтись невозможно, рано или поздно придется проводить и революционные изменения в предприятии, иначе оно просто погибнет. Это отмечал Александр Богданов еще в начале прошлого века, отмечал и Ицхак Адизес уже в конце прошлого века.
Таким образом разработка стратегии развития предприятия – стратегии революционных изменений – коренным образом отличается от разработки классической стратегии эволюционного развития. Более того, в литературе по менеджменту отмечается и то, что изменениями вообще невозможно управлять (Генри Минцберг), не говоря уже о стратегическом управлении. А уже в последние годы отмечается и то, что проведение изменений даже не относится к менеджменту, и их необходимо проводить на неформальной основе (Джон Коттер, 2015).
Тем не менее не имея цели невозможно и разрабатывать стратегию предприятия, а «правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом» (Джеймс Куинн). Таким образом без постановки целей предприятие просто не может распределять свои ресурсы и осуществлять эффективную деятельность. И наша компания в ходе более чем десятилетнего проведения консалтинговых работ и теоретических исследований нашла необходимый подход, позволяющий обеспечить постановку целей и, соответственно, разработку стратегии развития предприятия.
Этот подход заключается в том, что разработка стратегии идет не от волюнтаристски устанавливаемой высокой социально-экономической цели предприятия, а от определения необходимых, для постановки и достижения максимальных целей, изменений в предприятии. И уже эти предполагаемые изменения и показывают ту максимальную цель, которую и может достигать предприятие. И, после проведения изменений, предприятие может ставить полученную максимально достижимую цель, исходя из которой и разрабатывать классическую стратегию предприятия (как часть общей стратегии развития предприятия). Практически такое целеполагание осуществляется по методике ВПМ (Видение-Парадигма-Модель) на основе парадигмы предприятия СТОО (Социально-Трудовые Отношения – Модель). Эта парадигма включает структурированную необходимую и достаточную систему ключевых положений предприятия, определяющую его организацию (формальную и неформальную) и систему управления, всю его деятельность, достигаемые им результаты. Процесс разработки стратегии проведения изменений, в соответствии с методикой ВПМ, включает следующие этапы:
- Формируется видение предприятия «как есть».
- На базе этого видения разрабатывается парадигма предприятия «как есть».
- Изменяя ключевые положения парадигмы «как есть», исходя из обеспечения достижения максимальных социально-экономических целей, моделируем систему ключевых положения «как должно быть» - парадигму предприятия «как должно быть» и оцениваем социально-экономические цели, которые мы можем ставить и достигать при реализации этой парадигмы.
- Сравнивая соответствующие ключевые положения «как есть» и «как должно быть» определяем систему необходимых изменений, которые необходимо провести в предприятии.
- Разрабатываем стратегию проведения изменений исходя из целей достижения ключевых положений «как должно быть». Реализуем эту стратегию.
Далее мы можем, исходя из найденных стратегических целей разработать и классическую стратегию предприятия.
Таким образом в общем виде стратегия предприятия включает стратегию выявления и проведения изменений в предприятии и классическую стратегию исходя из поставленной социально-экономической цели. При этом, если изменений не требуется стратегия предприятия разрабатывается «от достигнутого». Если же выявляются изменения, позволяющие повысить достигаемые социально-экономические цели, разрабатывается стратегия проведения изменений (исходя из целей достижения ключевых положений «как должно быть») и классическая стратегия достижения выявленной новой социально-экономической цели. Отметим, что во втором случае стратегия проведения изменений и стратегия деятельности – это, поскольку изменений может быть несколько, единая взаимоувязанная стратегия.12.04.2017 __________________ Версия для печати
|
|