О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
30.09.2010

Эффективность предприятия. Практическое решение

А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
Журнал "Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития", 
№5 2010 г.
 
 Имеется много различных определений эффективности.

Эффективность - это максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами [1].

Эффективность - результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение  [2]. 

Эффективность - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение  [3].
 
Эффективность (Efficiency, Effectiveness) - это одно из наиболее общих экономических понятий, не имеющих пока, по-видимому, единого общепризнанного определения ...  [4].

Отметим далее несколько основных очевидных фактов, касающихся эффективности предприятия.

1. Эффективность предприятия определяется в конечном счете финансовым результатом - прибылью или другим финансовым показателем (здесь и далее мы будем понимать термин «прибыль» в этом расширенном смысле).

2. В конкурентной среде эффективность предприятия имеет основное значение только относительно конкурентов. Только если эффективность предприятия находится на уровне конкурентов или выше, оно конкурентоспособно и может выжить в конкурентной борьбе, если нет, оно будет вытеснено с рынка.

3. Эффективность предприятия не может определяться сиюминутным достигнутым результатом. Можно единовременно выжать из предприятия все соки и получить высокую текущую прибыль. А дальше полный крах. Для определения эффективности важна как ближняя, так и дальняя перспектива.

4. Все предприятия в конкурентной борьбе постоянно усовершенствуют свою деятельность, повышают свою эффективность, получаемую прибыль. И предприятие должно ориентироваться именно на постоянное повышение прибыли, ее максимизацию, опять же следя за конкурентами.

Исходя из этого, можно дать следующее определение.

Эффективность предприятия –способность предприятия давать высокую и увеличивающуюся прибыль (или другой финансовый показатель) по отношению к конкурентам, как в ближней, так и в дальней перспективе.

Но это, к сожалению, может быть и хорошее, но чисто теоретическое определение. Основной вопрос в том, что прибыль в долгосрочной перспективе не определена, даже далеко не всегда можно дать ее прогноз. Поэтому в современных концепциях менеджмента (Management by Objectives - MBO [5], Balanced Scorecard - BSC [6]) для определения эффективности используют не только финансовые, но и нефинансовые показатели, косвенно влияющие на финансовые результаты предприятия в долгосрочной перспективе. Это позволяет вести стратегическое управление предприятием без прогнозирования финансовых результатов в долгосрочной перспективе, опираясь в основном на нефинансовые показатели.

Если, например, мы должны попасть по бездорожью в определенное место далеко за горизонтом, то у нас нет никакой возможности добраться туда, кроме как по ориентирам. Самый известный ориентир - это северный полюс, и если мы знаем значение нужного нам азимута, мы без труда доберемся до цели с помощью компаса. Так, можно добиваться своей цели и в любой подобной ситуации, надо только иметь ориентиры и знать требуемые показатели. Но если мы видим свою цель, то никакие ориентиры уже не нужны. И надо четко понимать, что выдерживание угла азимута –это не цель, цель –попасть в нужное место. Мы вообще можем свернуть в сторону, чтобы обойти препятствие, а потом определить уже новый азимут, и далее двигаться по нему.

Но в бизнесе нет одного столбового направления к поставленной цели, нет одного ориентира. Например, наш «бизнес» состоит в сборе грибов в незнакомом лесу. Цель ясна, собрать больше грибов и наиболее ценных для нас видов, но как от этой цели перейти к конкретным действиям? Просто блуждать по лесу, смотря под ноги? Нет, двигаться по ориентирам. Ориентирами могут быть: состав и состояние почвы, травяного покрова, породы деревьев, освещенность, влажность и т.д. Все они связаны причинно-следственными связями как друг с другом, так и со временем года, так и с вероятностью произрастания разных видов грибов. Причем наибольшая эффективность достигается при определенной совокупности показателей. Мы, исходя из наших знаний и предыдущего опыта, определяем требуемую систему ориентиров и выбираем направление нашего движения по местности, ориентируясь по ним, и так опосредованно идем к достижению своей цели. Но если мы увидели грибы, надо их собирать, не взирая на то, соответствуют ли показатели места, где они обнаружены, заданным нами показателям, при этом одновременно пополняя свой опыт и знания и корректируя наши показатели по обстановке.
 
Продолжение статьи "Эффективность предприятия"
 
_________________
Эта статья написана в 2010 году. И только в 2020 году нам удалось решить вопрос построения эффективного предприятия. Он подробно описан и обоснован в статье "Практическое построение эффективного предприятия" (Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 2020, №2). В этой статье объемом 7 печатных листов (настолько объемен этот вопрос) было показано как практически построить эффективное предприятие. И это решение заключается в формировании эффективного института предприятия - института, направленного на достижение целей предприятия. В отмеченной статье рассмотрены все аспекты этого вопроса.

 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Эффективность предприятия. Практическое решение"Стр. <<   1 2 3 4 5

15.02.2018 18:18  Анна

Как говорить об эффективности нового предприятия, имеющего пока убытки?

15.02.2018 20:17  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

При развитии нового предприятия, определяются ресурсы, которые вкладываются в предприятие, разрабатывается стратегия предприятия, определяющая вначале формирование активов, а далее производство и реализацию продукции. Прогнозируемый график финансового результата предприятия вначале будет отрицательным, затем, по мере реализации продукции, станет положительным. Эффективность предприятия на начальном этапе будет определяться разницей между реально достигаемым результатом (хотя он будет отрицательным) и прогнозируемым. Если эта разница положительна – предприятие развивается эффективно, если отрицательна, то развивается темпами, ниже планируемых.

24.12.2018 0:34  Саттар

Когда можно говорить что предприятие эффективно?

24.12.2018 10:30  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Единого мнения по данному вопросу не существует.
В самом общем виде можно сказать, что предприятие эффективно, если оно достигает цели, поставленные собственником.
При этом более показательна не абсолютная, а относительная эффективность - относительно своих конкурентов. Это и более высокая прибыль или выработка на человека, более высокое положение в своей рыночной нише (но это только для крупных предприятий), и т.д.



09.11.2019 17:58  Валерий

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия

09.11.2019 20:48  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Главное и основополагающее условие эффективности деятельности предприятия – это высокая корпоративная культура его коллектива – институт, ориентированный на постановку и достижение высоких социально-экономических целей предприятия. Все остальное – приложится.



11.04.2020 18:39  Катя

Эффективность работы предприятия зависит от прибыли или нет?

11.04.2020 21:01  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Часть прибыли идет на развитие предприятия, поэтому эффективность предприятия, после поведения необходимых изменений в ходе развития, повышается. Если, конечно, изменения сформулированы и реализованы так как надо.

Стр. <<   1 2 3 4 5


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективность предприятия. Практическое решение", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

16.12.2019
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"


Наши новые статьи

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее

27.03.2020 Практическое построение эффективного предприятия. Анонс серии статей Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №2 и посл.
В международном журнале «Проблемы теории и практики управления» 2020 года публикуется серия наших статей «Практическое построение эффективного предприятия». ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020