О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Читать статью

30.09.2010

Эффективность предприятия. Практическое решение

А.М. Жемчугов, к.т.н. М.К. Жемчугов
Журнал "Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития", 
№5 2010 г.
 
 Имеется много различных определений эффективности.

Эффективность - это максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами [1].

Эффективность - результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение  [2]. 

Эффективность - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение  [3].
 
Эффективность (Efficiency, Effectiveness) - это одно из наиболее общих экономических понятий, не имеющих пока, по-видимому, единого общепризнанного определения ...  [4].

Отметим далее несколько основных очевидных фактов, касающихся эффективности предприятия.

1. Эффективность предприятия определяется в конечном счете финансовым результатом - прибылью или другим финансовым показателем (здесь и далее мы будем понимать термин «прибыль» в этом расширенном смысле).

2. В конкурентной среде эффективность предприятия имеет основное значение только относительно конкурентов. Только если эффективность предприятия находится на уровне конкурентов или выше, оно конкурентоспособно и может выжить в конкурентной борьбе, если нет, оно будет вытеснено с рынка.

3. Эффективность предприятия не может определяться сиюминутным достигнутым результатом. Можно единовременно выжать из предприятия все соки и получить высокую текущую прибыль. А дальше полный крах. Для определения эффективности важна как ближняя, так и дальняя перспектива.

4. Все предприятия в конкурентной борьбе постоянно усовершенствуют свою деятельность, повышают свою эффективность, получаемую прибыль. И предприятие должно ориентироваться именно на постоянное повышение прибыли, ее максимизацию, опять же следя за конкурентами.

Исходя из этого, можно дать следующее определение.

Эффективность предприятия –способность предприятия давать высокую и увеличивающуюся прибыль (или другой финансовый показатель) по отношению к конкурентам, как в ближней, так и в дальней перспективе.

Но это, к сожалению, может быть и хорошее, но чисто теоретическое определение. Основной вопрос в том, что прибыль в долгосрочной перспективе не определена, даже далеко не всегда можно дать ее прогноз. Поэтому в современных концепциях менеджмента (Management by Objectives - MBO [5], Balanced Scorecard - BSC [6]) для определения эффективности используют не только финансовые, но и нефинансовые показатели, косвенно влияющие на финансовые результаты предприятия в долгосрочной перспективе. Это позволяет вести стратегическое управление предприятием без прогнозирования финансовых результатов в долгосрочной перспективе, опираясь в основном на нефинансовые показатели.

Если, например, мы должны попасть по бездорожью в определенное место далеко за горизонтом, то у нас нет никакой возможности добраться туда, кроме как по ориентирам. Самый известный ориентир - это северный полюс, и если мы знаем значение нужного нам азимута, мы без труда доберемся до цели с помощью компаса. Так, можно добиваться своей цели и в любой подобной ситуации, надо только иметь ориентиры и знать требуемые показатели. Но если мы видим свою цель, то никакие ориентиры уже не нужны. И надо четко понимать, что выдерживание угла азимута –это не цель, цель –попасть в нужное место. Мы вообще можем свернуть в сторону, чтобы обойти препятствие, а потом определить уже новый азимут, и далее двигаться по нему.

Но в бизнесе нет одного столбового направления к поставленной цели, нет одного ориентира. Например, наш «бизнес» состоит в сборе грибов в незнакомом лесу. Цель ясна, собрать больше грибов и наиболее ценных для нас видов, но как от этой цели перейти к конкретным действиям? Просто блуждать по лесу, смотря под ноги? Нет, двигаться по ориентирам. Ориентирами могут быть: состав и состояние почвы, травяного покрова, породы деревьев, освещенность, влажность и т.д. Все они связаны причинно-следственными связями как друг с другом, так и со временем года, так и с вероятностью произрастания разных видов грибов. Причем наибольшая эффективность достигается при определенной совокупности показателей. Мы, исходя из наших знаний и предыдущего опыта, определяем требуемую систему ориентиров и выбираем направление нашего движения по местности, ориентируясь по ним, и так опосредованно идем к достижению своей цели. Но если мы увидели грибы, надо их собирать, не взирая на то, соответствуют ли показатели места, где они обнаружены, заданным нами показателям, при этом одновременно пополняя свой опыт и знания и корректируя наши показатели по обстановке.
 
Продолжение статьи "Эффективность предприятия"
 
_________________
Эта статья написана в 2010 году. И только в 2020 году нам удалось решить вопрос построения эффективного предприятия. Он подробно описан и обоснован в статье "Практическое построение эффективного предприятия" (Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 2020, №2). В этой статье объемом 7 печатных листов (настолько объемен этот вопрос) было показано как практически построить эффективное предприятие. И это решение заключается в формировании эффективного института предприятия - института, направленного на достижение целей предприятия. В отмеченной статье рассмотрены все аспекты этого вопроса.

 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Эффективность предприятия. Практическое решение"Стр. <<   1 2 3 4 5

15.02.2018 18:18  Анна

Как говорить об эффективности нового предприятия, имеющего пока убытки?

15.02.2018 20:17  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

При развитии нового предприятия, определяются ресурсы, которые вкладываются в предприятие, разрабатывается стратегия предприятия, определяющая вначале формирование активов, а далее производство и реализацию продукции. Прогнозируемый график финансового результата предприятия вначале будет отрицательным, затем, по мере реализации продукции, станет положительным. Эффективность предприятия на начальном этапе будет определяться разницей между реально достигаемым результатом (хотя он будет отрицательным) и прогнозируемым. Если эта разница положительна – предприятие развивается эффективно, если отрицательна, то развивается темпами, ниже планируемых.

24.12.2018 0:34  Саттар

Когда можно говорить что предприятие эффективно?

24.12.2018 10:30  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Единого мнения по данному вопросу не существует.
В самом общем виде можно сказать, что предприятие эффективно, если оно достигает цели, поставленные собственником.
При этом более показательна не абсолютная, а относительная эффективность - относительно своих конкурентов. Это и более высокая прибыль или выработка на человека, более высокое положение в своей рыночной нише (но это только для крупных предприятий), и т.д.



09.11.2019 17:58  Валерий

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия

09.11.2019 20:48  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Главное и основополагающее условие эффективности деятельности предприятия – это высокая корпоративная культура его коллектива – институт, ориентированный на постановку и достижение высоких социально-экономических целей предприятия. Все остальное – приложится.



11.04.2020 18:39  Катя

Эффективность работы предприятия зависит от прибыли или нет?

11.04.2020 21:01  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Часть прибыли идет на развитие предприятия, поэтому эффективность предприятия, после поведения необходимых изменений в ходе развития, повышается. Если, конечно, изменения сформулированы и реализованы так как надо.

30.11.2020 17:22  Денис

Вы писали: "Главное и основополагающее условие эффективности деятельности предприятия – это высокая корпоративная культура его коллектива – институт, ориентированный на постановку и достижение высоких социально-экономических целей предприятия". Только сразу возникает непременный вопрос: "А как получить институт, ориентированный на постановку и достижение высоких социально-экономических целей предприятия? Какое главное и основополагающее условие".

30.11.2020 21:46  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Если обратиться к литературе, то:
Цитата:
«Системы управления в организации — принципы оплаты, критерии оценки эффективности и т.д. — вот основные факторы, которые формируют ценности и убеждения сотрудников. К сожалению, очень многие менеджеры всё ещё полагают, что сотрудников можно убедить, сформулировав высокопарные ценности и произнося о них речи. Но большинство таких заявлений — бесполезная дань моде. Они ничем не подкреплены и представляют собой наборы банальностей, которые только усиливают скептицизм сотрудников. Заявление лишь формулирует ценности, а жизнь в них вдыхают системы управления» [Хаммер М., Чампи Дж. 2006. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. С. 99].

Институт - ценности и убеждения сотрудников, «правила игры», формирует то, как оценивается и вознаграждается деятельность персонала. Если мы хотим, чтобы создать институт, ориентированный на постановку и достижение высоких социально-экономических целей предприятия, то вознаграждение персонала должно быть привязано к достигаемым социально-экономическим целям предприятия. И никак не может быть повременным (тогда деятельность будет направлена на минимум усилий при сохранении своего места на предприятии), по KPI (тогда деятельность будет направлена только на достижение лишь самих KPI, даже в ущерб результатам предприятия), сдельным (направленное на обеспечение максимальных расценок), и другим подобным.

Стр. <<   1 2 3 4 5


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Эффективность предприятия. Практическое решение", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

23.03.2021 Разработка регламентов предприятия
Организационная документация и регламенты предприятия. Разработка регламентов предприятия ... далее

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 3 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021