ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2023
Статьи 2019-2023 в формате PDF



       

Бесплатный анализ бизнеса предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2023 годов
(321)Единственно правильная организационная документация предприятия ВИНИТИ РАН, 02.10.2023, № 33 – В2023, 13 стр.
(1217)Создание эффективной организации предприятия, обеспечивающей максимально достижимые результаты
ВИНИТИ РАН, 13.06.2023, № 26 – В2023, 31 стр.

Целеполагание и стратегическое управление. Четыре категории целей организации

Журнал "Менеджмент сегодня", №3, 2017

Четыре категории целей организации

Концептуальные истоки стратегии менеджмента берут свое начало в военной стратегии [18]. Так, следующие основные ее положения имеют определяющее значение и в менеджменте: «Война есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами... Политическое намерение является целью, война же только средство, и никогда нельзя мыслить средство без цели... Политическая цель войны находится вне ее пределов (курсив авторов)» [27, с. 17, 38, 40]. Политические намерения и цели не имеют своего конкретного измеримого значения. Для разработки стратегии они должны быть превращены в конкретные цели военных операций.

Каждая организация, в военной терминологии, — это определенная «армия» собственника, ведущая в своей сфере деятельности «войну» по достижению своих политических целей, которые должны быть превращены руководителями организации в социально-экономические цели, подразумевающие производство и реализацию конкретной продукции (услуг) и получение прибыли. Только четко поставленные социально-экономические цели и могут определить конкретные показатели объемов и номенклатуры производимой продукции, обеспечить планомерный и эффективный процесс производства во всех его аспектах. Однако сами социально-экономические цели также находятся вне пределов организации — они определяются потребителем продукции. Как видно, целеполагание — это далеко не очевидный процесс, именно поэтому «теория в части, касающейся организационных целей, зашла в тупик» [35, с. 76].

Если же текущее производство и реализация продукции не обеспечивает потребностей организации — достижения социально-экономических результатов, то необходимо ее научно-техническое или организационное развитие. Организационное развитие при его эволюционном характере — это отдельные организационные мероприятия, при революционном — проекты любого масштаба.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить четыре категории целей.

  1. Политическая цель — это намерение собственника: выживание, развитие и достижение превосходства его организации.
  2. Социально-экономическая цель — это стремление к достижению конкретных экономических и социальных результатов, средство удовлетворения потребностей и организации, и собственника.
  3. Предметная цель — это цель производства и реализации конкретных продуктов для удовлетворения потребностей внешнего потребителя, средство достижения поставленной организацией социально-экономической цели.
  4. Цели развития — это совершенствование предметных и социально-экономических целей и результатов:
  • в научно-технической сфере — разработка и внедрение новых научно-технических средств (продукции, материально-технической и технологической базы);
  • в сфере организации труда — разработка и внедрение новых стандартов деятельности (норм и принципов социально-трудовых отношений, организационной структуры, организационной документации и др.).

Подобный подход к целеполаганию был принят в наших ранних статьях [18], в данной статье он существенно развит.
Рассмотрим выделенные категории целей.

Политические и социально-экономические цели. Основной целью человека является выживание, развитие и превосходство [2, 45] — «фиктивная цель», которая «не имеет реального существования, ее можно определить лишь как телеологический план, который в случае необходимости всегда принимает конкретную форму» [3, с. 12]. «Развитие и превосходство — это внутренняя фиктивная цель и человека, и любой организации, и любого государства, эта цель задана самой природой человека и человечества» [20, с. 5].
В своих политических намерениях «мы ориентируемся на искусственно созданную постоянную цель — цель, которая не имеет никаких основ в реальной действительности, другими словами, на фикцию» [2, с. 65]. Фиктивная цель находится вне пределов организации, но она «руководит нашими действиями и поведением, заставляет наш ум заглядывать вперед и совершенствоваться» [3,
с. 14]. Политическая цель собственника заставляет организацию устанавливать конкретные социально-экономические цели, цели эволюционных и революционных изменений, в конечном итоге определять цели производства и реализации продукции.

Кроме того, «война есть орудие политики; она неизбежно должна носить характер последней; ее следует мерить политической мерой» [27, с. 479]. Что касается человека, то, как замечает А. Адлер, в отсутствие фиктивной цели «вся жизнь представляла бы собой безразборное ощупывание, была бы невозможна никакая оценка» [3, с. 77]. Без фиктивных (политических) целей невозможно оценить и понять результаты деятельности организации — они должны измеряться не количеством произведенной продукции и не выручкой от ее реализации, а политической мерой собственника, которого прежде всего интересует потенциал организации.

Таким образом, первое, что представляется необходимым, — это постановка целей не «от достигнутого», а ориентированных на те социально-экономические результаты, которых потенциально способна достичь организация [22]. Однако эти социально-экономические цели невозможно вывести из политических целей собственника, они находятся внутри организации.

Цели развития и производства. Вопрос постановки предметных целей рассмотрен А.Н. Леонтьевым. По его определению, политическая цель представляет собой потребность, которая может стимулировать лишь поисковую деятельность по нахождению предмета — мотива, позволяющего удовлетворить эту потребность, а также осознанию и конкретизации этого предмета и средств его достижения [31]. Эти мотивы подразделяются на две группы:

  • предметы для реализации потребител и получения от него социально-экономического результата;
  • изменения в организации, обеспечивающие выживание (преодоление проблем и кризисов) и развитие (повышение потенциала) предприятия.

Если вернуться к военной стратегии, то каждый бой — это определенное изменение театра войны и «самый бой стратегия должна исследовать со стороны его возможных последствий, а также в отношении моральных сил, играющих в нем важнейшую роль» [27, с. 128]. В менеджменте же необходимо предвидение влияния планируемых изменений в организации на социально-экономические результаты: следует идти не от целей, а от изменений [19, с. 5], т.к. именно они показывают, какие социально-экономические цели мы можем ставить. Важнейшую роль играет отношение коллектива к самим изменениям, поскольку их осуществление возможно только при поддержке окружения.

Известно утверждение, что «стратегическое управление — это процесс управления изменениями в организации для постановки и достижения поставленных стратегических целей» [28, с. 26]. Для эффективного практического применения этого принципа нужно вначале найти требуемые изменения, поставить цели и лишь потом управлять проведением этих изменений.

Наш подход к проблеме целеполагания заключается в формировании системы ключевых положений — парадигмы организации, которая «определяет и организацию, и систему управления, и организационную культуру, и всю его практическую деятельность, определяет и социально-экономические результаты, достигаемые предприятием» [19, с. 3]. В нашей первой статье в данном направлении «Парадигма современного менеджмента и ее базис» мы показали необходимую структуру парадигмы организации [23]. Несколько позднее она была названа парадигмой СТОО, поскольку отражает и социально-трудовые отношения, и организацию, причем как формальную, так и неформальную.

Для получения парадигмы организации «как есть», определяющей текущие результаты, необходимо разложить видение организации «как есть» по структурным элементам парадигмы СТОО; для парадигмы СТОО «как должно быть» — провести изменение (моделирование) ключевых положений по критерию максимально достижимых результатов организации. При этом мы получаем и эти результаты, и систему изменений, которые необходимо провести в организации, и цели каждого изменения, т.е. реализацию каждого ключевого положения «как должно быть». При такой постановке целей утверждение о том, что «контроль по отклонениям в управлении изменениями противопоказан» [17, с. 14], отпадает: мы можем осуществлять стратегическое управление изменениями, контролируя отклонения текущей парадигмы от парадигмы «как должно быть». 

Проблемы целеполагания организации << СОДЕРЖАНИЕ  >> Два дерева целей организации: эволюционного и революционного развития

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

27.09.2023 Единственно правильная организационная документация предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 02.10.2023, № 33 –В2023
Статья посвящена практической разработке организационной документации предприятия, обеспечивающей его максимальную эффективность в достижении целей ... далее

06.08.2023 Рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия
В статье приведены виды консалтинговых услуг, проблемы, которые стоят при проведении консалтинговых услуг. Пути преодоления этих проблем. ... далее

21.06.2023 Решение проблемы мотивации персонала
В статье показано, что проблема мотивации персонала не имеет своего разрешения в рамках обособленных систем мотивации. Показано разрешение проблемы мотивации ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2023