Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Повышение эффективности управления предприятием03.06.2010
«Можно управлять только тем, что можно измерить». Эти слова приписывают и Питеру Друкеру, и китайской поговорке, и именно они стали главным принципом Сбалансированной системы показателей – ССП (BSC), позиционируемой как самая эффективная система управления. Но, в тоже время, управлять можно только тогда, когда известна и конечная цель, и видение конечного результата, показатели достижения результата, которые измеряется. Ведь именно отклонение измеренного значения показателя от заданного и обуславливает саму необходимость управления.
Поэтому полноценная система управления включает: разработку миссии, видения и конечного результата деятельности, и самого предприятия, стратегии их достижения, и, только на их основе, ключевых показателей эффективности деятельности (включая метрики и заданные значения), измерение и анализ результатов, коррекцию деятельности, показателей, оперативных планов, стратегии.
Управленческое воздействие, принимаемое для приведения объекта управления в нужное состояние, будет только тогда эффективно, когда объект управления не имеет возможности уклониться от исполнения или это ему невыгодно. Как говорят: «Строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения». К сожалению, такое положение часто встречается и в практике управления российскими предприятиями. Управление должно быть жестким, но, непременно, выполнимым, только тогда оно будет эффективным.
Иногда горят, что мы управляем предприятием, ничего не измеряя, а только наблюдая за его деятельностью, но это лишь впечатление. Все равно интуитивно, даже не отдавая себе отчет в этом, мы подсознательно определяем и измеряем и то, к чему мы стремимся, и то, чего мы достигли в текущий момент. Но в этом случае мы не можем достигнуть высокой эффективности управления, интуиция необходима, но она должна базироваться на четкой стратегии и ключевых показателях эффективности деятельности предприятия.
Говорят также, что далеко не все в бизнесе можно измерить. Здесь можно дать ссылку на книгу Хаббарда Дугласа: «Как измерить все, что угодно. Оценка стоимости нематериального в бизнесе», однако, не все так просто.
Главная трудность заключается на самом деле не в том, что бы определить, какие цели (показатели) нам нужны, а в том, что бы решить, как установить их. Существует только один эффективный способ сделать это: определить, что будет измеряться в каждой сфере и каким будет критерий измерения (Питер Друкер). Важнейшая задача при выборе конкретных показателей сбалансированной системы — определить те из них, которые наилучшим образом выражали бы стратегию компании (Роберт Каплан, Дэвид Нортон).
Иными словами, выбор показателей и по Друкеру, и по Каплану и Нортону, совершенно субъективен, субъективен и вопрос самой оценки. Это приводит, как ни убеждают нас авторы, к низкой эффективности систем управления по показателям: «Результаты внедрения концепции Каплана и Нортона в Северной Америке во многих случаях оказались хуже ожидаемых (в Канаде лишь 10% пользователей утверждают, что их сбалансированные системы показателей дают положительные результаты), а в Европе и Южной Америке – вообще неудовлетворительными» (Хьюберт К. Рамперсад. Индивидуальная сбалансированная система показателей. Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту организации). И это объясняется во многом тем, что «Вместо того, чтобы вести себя надлежащим образом, члены организации фокусируется только на тех действиях, которые «учитываются» в карте показателей, для того, чтобы извлечь наибольшую выгоду лично для себя» (Нильс-Горан Олве, Карл-Йохан Петри, Жан Рой, Софи Рой. Баланс между стратегией и контролем. Заставьте работать карту показателей BSC). Деятельность руководителей работников направляется не на достижение конечного результата, а на достижение показателей, которые, как и методы их оценки, зачастую субъективны, которыми можно манипулировать.
Принципиальная необъективность статистических показателей стала объектом многих десятков афоризмов. Еще Марк Твен в 1906 г. писал: «Цифры обманчивы, я убедился в этом на собственном опыте; по этому поводу справедливо высказался Дизраэли: “Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика”».
Отметим, что все показатели эффективности деятельности предприятия должны базироваться на самом понятии «эффективности» предприятия, которое в общем виде неопределенно. Питер Друкер в своей книге «Задачи менеджмента в XI веке» писал: «…нам предстоит выработать новые концепции "эффективности" и "производительности" предприятия, научиться измерять эти показатели …все организации должны решить, что означает для них эффективность и производительность. Определение этих понятий должно быть очевидным и простым».
Какое же предприятие является эффективным? То, которое добивается каких либо показателей, или то, которое добивается своей цели – высоких социально-экономических результатов.
Поэтому основной путь повышения эффективности предприятия – это отказ от управления по статистическим показателям, и переход на управление по конечному результату, по тем показателям, которые дает конечный результат, это во-первых, достигнут он или нет, какими затратами он достигнут, и какие результаты достигнуты по текущим проектам.
_____________________________
Данная статья написана много лет назад. За это время в ходе проведения многих консалтинговых проектов повышения эффективности и теоретических исследований в данном направлении мы разработали совершенную методику повышения эффективности управления предприятием ВПМ (Видение - Парадигма - Модель), базирующейся на парадигме предприятия СТОО (Социально-Трудовые Отношения - Организация) являющеся необходимой и достаточной системой ключевых положений, определяющих и отношения в предприятии, и его систему управления, формальную и неформальную организации, всю его деятельность и достигаемые результаты.
Это позволило нам, опираясь на труду лауреатов Нобелевских премий по экономике: Роберта Коуза (1991), Дугласа Норта (1993), Оливера Уильямсона (2009), Оливера Харта и Бенгта Хольстрёма (2016), разработать и апробировать методы повышения эффективности наших предприятий, дающих максимально достижимые результаты. Эти методы базируются на парадигме собственника, гетерархической системе целеполагания с разработкой и согласованием общих и частных целей и прав собствености на результаты деятельности предприятия, стратегии и структуры.
Предпосылки наших методов повышения эффективности управления нашими предприятиями приведены в статьях «Сильная стратегия предприятия. Разработка и внедрение» - журнал «Стратегический менеджмент» №4, 2014 и «Парадигма современного менеджмента и ее базис» - журнал «Проблемы экономики и менеджмента» №6 2016, в серии статей 2017 года. А завершение исследований отражено в серии статей 2018 года:
Завершение наших работ позволяет решать проблемы повышения эффективности максимально быстро и без сопротивления организационным изменениям, что раньше представляло, по определению Игоря Ансоффа, фундаментальную проблему менеджмента.
__________________ Версия для печати
Отзывы, комментарии и вопросы по статье: "Повышение эффективности управления предприятием"
24.04.2011 20:33 Кристи
точнее можно, все расплывчатые слова, слова, слова!!!!!!
| 24.04.2011 21:21 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
К сожалению менеджмент не является точной наукой, не имеется никаких общих конкретных методик и рецептов, да и никогда их не будет. Можно говорить точнее только применительно к конкретному предприятию работающему в конкретных условиях. В менеджменте имеются только общие достаточно эффективные методологии, но их невозможно просто так, автоматически, перенести на конкретное предприятие. На их основе можно только разработать конкретные методики, учитывающие особенности конкретного предприятия в конкретных условиях.
| 26.05.2011 18:16 Юлия
как можно повысить качество управленческих решений в сельхозорганизации,проще сказать в обычном СПК?
| 26.05.2011 19:10 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
В любой организации, не имеющей системы стратегического управления (имеется в виду, в первую очередь методологическая система), можно повысить как качество управленческих решений, так и эффективность СПК за счет разработки и внедрения такой системы.
Для этого формулируется цель СПК и, исходя из этой цели, разрабатывается стратегия: определяются стратегические цели и программы деятельности, в соответствии с которыми планируется вся деятельность СПК, и финансовая, и производственная. Ну и, конечно, в ходе работ проводится мониторинг деятельности СПК, сравнение достигнутых показателей с планируемыми, по результатам (с учетом новых условий), принятие адекватных управленческих решений. Но это, конечно, "на пальцах". А практически все определяется в рамках конкретного СПК, находящегося в конкретных внешних условиях. Единого конкретного рецепта нет, и не будет.
Как и в военном деле, надо поставить цель, разработать стратегию ее достижения, и действовать в соответствии с принятой стратегией, но с непременным учетом изменения обстановки. Обходится ли хоть одна, даже самая незначительная военная операция, без предварительной разработки стратегии?
| 11.03.2014 14:21 Александр
Недостатки системы управления предприятием
| 11.03.2014 17:43 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
Вопрос очень объемный. Отметим только два основных недостатка, которые, к сожалению, встречается во многих предприятиях.
Первый заключается в том, что основой управления предприятием считается управление бизнес-процессами, финансовыми потоками, и т.д. Управление же предприятием – это управление людьми.
Второй заключается в том, что предприятие занимается текучкой «от достигнутого», а не целенаправленной деятельностью по достижению целей ориентированных на развитие и превосходство над конкурентами (стратегическое управление).
"Каждый менеджер хорош ровно настолько, насколько он способен анализировать цель своей организации, а также потребности и желания людей, которые будут обеспечивать достижение этой цели".
Адизес И. - Управление жизненным циклом корпорации
| 05.03.2016 0:30 Alex
Факторы, влияющие на эффективность труда управленческого персонала в организации
| 05.03.2016 10:14 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
Можно выделить следующие основные факторы:
- Мотивация управленческого персонала на достижение целей организации.
- Корпоративная (ориентированная на цели организации) культура управленческого персонала.
- Компетенции управленческого персонала как в профильной области, так и в психологии и социологии.
- Компетенции, авторитет и лидерство руководителя организации, вера в его способность вести организацию и весь коллектив к высоким достижениям.
| 05.08.2016 14:01 Валентин
Что определяет повышение эффективности управления предприятием?
| 05.08.2016 16:57 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.
Повышение эффективности управления предприятием определяют:
- Потенциальные возможности предприяти.
- Разработанные мероприятия по повышению эффективности.
- Внедрение этих мероприятий в реальную деятельность предприятия.
|
Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Повышение эффективности управления предприятием", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
|
|