О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
06.05.2017

Определение целей организации

Технология SMART

В настоящее время одной из самых распространенных методик определения целей организации является технология SMART. В соответствии с ней цель должна быть:
  • Specific – Конкретная.
  • Measurable – Измеримая.
  • Achievable – Достижимая.
  • R – ?
  • Time-Bound – Определенная по времени.
Все символы, кроме «R», в аббревиатуре «SMART» достаточно однозначны, но символ «R» настолько неоднозначен, что, в общем виде, сводит значение технологии SMART, для постановки цели организации, практически к нулю. Ведь применяемые расшифровки символа «R» относительно цели включают:
  • Realistic – реалистичная.
  • Relevant – уместная, соответствующая и адекватная чему-либо, соотнесенная с другими целями.
  • Related – согласованная с общей стратегией.
  • Reasonable – разумная, обоснованная, рациональная.
  • Rewarding – полезная.
  • Results-oriented – ориентированная на конкретные результаты.
Мы можем выбрать любое удобное нам значение этого символа и обосновать, с его помощью, постановку любой цели.

Что, как самое главное, можно сказать об определении цели. Если цель не определена, то возможна не стратегическая деятельность организации, а только «текучка». Четкая цель и разработанная стратегия придает организации долгосрочную направленность, определенность и индивидуальность, что позволяет ей развивать в выбранном направлении свою материальную, технологическую и интеллектуальную базу. При этом организация уже не ведет себя как «флюгер» хватаясь за любую видимую выгоду, а движется в своем генеральном направлении, накапливая соответствующие ресурсы, компетенции, привлекая соответствующие кадры, становясь лидером и признанным авторитетом в своей области.

Да, цель непременно должна быть Achievable – достижимой. Но чем ниже будет поставлена цель организации, тем более она будет достижима – и здесь явное противоречие. Нам четко представляется, что цель должна быть не просто достижимой, а быть Relevant – в нашем понимании: соответствующей и адекватной потенциальным возможностям организации – быть максимально достижимой целью. Но это уже выходит далеко за рамки технологии SMART.

Методика определения максимально достижимой цели

Понятно, что для определения максимально достижимой цели необходимо определить потенциальные возможности организации, выявить ее скрытые резервы, пути их реализации и, уже исходя из этого ставить цели организации. Причем две категории целей:
  1. Цели проведения изменений в организации, реализующих ее потенциальные возможности.
  2. Максимально достижимые общие социально-экономические цели деятельности организации, достижимые после проведения отмеченных изменений.
Такая постановка целей реализована в методике ВПМ (Видение – Парадигма – Модель), базирующейся на парадигме организации СТОО (Социально-Трудовые Отношения – Организация). Парадигма СТОО – это система ключевых положений организации, включающая систему необходимых и достаточных ключевых положений организации, определяющих отношения в организации, формальную и неформальную организацию деятельности и систему управления, всю деятельность организации, достигаемые ею результаты.

Процесс определения цели организации в этой методике включает следующие этапы.
  1. Формирование текущего видения организации «как есть».
  2. Формирование парадигмы организации «как есть».
  3. Моделирование парадигмы – изменение ключевых положение организации и оценка соответствующих достижимых целей организации. Получение парадигмы «как должно быть» - парадигмы, обеспечивающей максимально достижимые цели организации.
  4. Сравнение ключевых положений парадигм «как есть» и «как должно быть», определение необходимых изменений в организации, постановка системы целей, реализация которых приведет к практической реализации парадигмы «как должно быть» и постановки максимально достижимых целей, их реальному достижению.
После проведения этих этапов возможна разработка стратегии организации: проведения необходимых изменений и достижения максимально возможных целей. А после реализации стратегии – анализ и оценка эффективности проведенных изменений. Критерием эффективности изменений будет соответствие прогнозируемых максимально достижимых целей и практически достигаемых результатов.

Основной проблемой постановки максимально достижимых целей является так называемое «сопротивление изменениям», которое можно нейтрализовать только в том случае, когда повышение целей организации согласовано с повышением и личных целей коллектива организации. И это должно обязательно закладываться в ключевые положения парадигмы «как должно быть». В противном случае невозможно достижение максимальных потенциальных целей организации. Возникнут даже проблемы с разработкой самой парадигмы «как должно быть».

Таким образом технология SMART не позволяет обеспечить адекватную постановку целей организации, тем более не позволяет поставить цели проведения необходимых изменений. Но она может быть важным дополнением методики ВПМ.
__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Определение целей организации", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия
Июнь Скачать статью (47)                 Читать статью
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (224)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (182)                 Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Управление"

Какой уровень иерархии предприятия является нижним уровнем дерева целей?


20.07.2021 20:34   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Дерево целей. Иерархия. Декомпозиция целей организации.

Самый нижний уровень дерева целей - это цели рядовых сотрудников. Зачастую, однако, его явно не раскрывают, ограничиваясь целями руководителей нижнего уровня иерархии (в подчинении которых и находятся рядовые сотрудники).



Наши новые статьи

14.07.2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности Журнал "Менеджмент сегодня" № 3 2021
В стате описаны механизмы деятельности и пути повышения эффективности предприятия при четырех практических типах его организации: административной, ... далее

21.06.2021 Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41 - В 2021, 77 с.
Менеджмент как наука существует для того, чтобы обеспечивать создание новых более эффективных предприятий, повышать эффективность существующих. Практически — ... далее

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021