О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(51)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение
(126)Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития
(311)Гайд по организации и управлению предприятием

Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

 
Данные факторы на верхних уровнях иерархии далеко не укладываются в рамки формальной стратегии. Клаузевиц подчеркивал, что теория не может отмежевываться от моральных величин, но она становится гораздо сложнее, когда затрагивает эту сферу. «Теория обязана считаться с человеческой природой» [1, с. 53] , однако эти вопросы в то время были еще не разработаны.
 
Отметим, что вне военной сферы моральные факторы играют еще более значимую роль, поскольку здесь ответственность за принимаемые решения существенно ниже, результат не так очевиден, руководитель, управляя финансовыми потоками, зачастую может направить их «в свою сторону» и т.д.
 
«Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения» [6, с. 208]. И поскольку эти решения принимаются людьми, они принципиально не могут быть объективными.

Теория фирмы ставит во главу угла индивиды, реализующие свои интересы. «При этом внимание переносится с характеристик фирм как целостных объектов (систем) на характеристики входящих в них индивидов и их взаимодействий» [7, с.28]. Поэтому для руководителей важно, чтобы внешние цели доминировали над личными. Однако альтруистов среди людей немного. «Человек … терпит боль и страдает в сознательной или бессознательной надежде на некоторое последующее благо» [8, с. 334].

Не рассматривая вопросы психологии и социологии индивида подробно, ограничимся отдельными тезисами: 
  • человек приходит на предприятие для достижения своих личных целей и именно эти цели для него первичны; 
  • поступив на предприятие, работник видит, как оценивается и вознаграждается его деятельность, поэтому он направляет свои усилия на получение максимального вознаграждения, а не на достижение целей предприятия;
  • индивид может совершать неэтичные и оппортунистические действия в случае материальных затруднений, особенно, если, по его мнению, он достоин более высокого материального положения; 
  • ближние цели имеют для него приоритет перед отдаленными;
  • человек может жертвовать личными целями ради важных общественно необходимых целей, но это уже вопрос воспитания и культуры. 
Данные тезисы характеризуют работника не слишком привлекательно, но одна из задач управления как раз и состоит в том, чтобы даже слабости и недостатки человека превращать в достоинства. Поэтому:
  • оценка и вознаграждение сотрудников предприятия должны быть увязаны с достижением конечной цели предприятия и измеряться соответствующей «мерой»; 
  • чем выше уровень иерархии, тем прочнее должна быть эта увязка, но тем она сложнее из-за отдаленности результата;
  • мотивация на высокую общественную цель предприятия также важна, причем ее роль повышается с ростом уровня жизни;
  • система мотивации, отвечающая конечной цели предприятия, формирует соответствующую организационную культуру коллектива. 
Таким образом, для достижения высоких социально-экономических целей собственник должен не только установить адекватную систему оценки и вознаграждения. Он должен также определить смысл существования предприятия – его миссию, предназначение в обществе (что является основной политикой предприятия), поставить общественно необходимую цель предприятия и обеспечить моральную необходимость ее достижения. «Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. … Только это может обеспечить успех внутренних процессов, протекающих в коллективе» [9, с. 228]. Когда же деятельность предприятия не подчинена социально значимой цели, «руководитель не может обеспечивать внутри предприятия подчинение всех индивидуальных интересов (честолюбие, жадность, борьба за зарплату, статус, личную власть) общему интересу, если во взаимоотношениях с внешней средой главной целью предприятия считается бесконтрольная реализация этих са¬мых интересов [10, с. 245].
 
Только если и руководители, и коллектив заинтересованы в достижении целей предприятия, устанавливаются соответствующие нормы и принципы, т.е. строится адекватная организационная культура предприятия. Причем деятельность будет тем эффективнее, чем выше поставленная социальная цель, чем объективнее оценка труда работников и их вознаграждение.

СТРАТЕГИЯ И СТРУКТУРА << СОДЕРЖАНИЕ >> ЗАКЛЮЧЕНИЕ

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы"Стр. <<   1 2 3

09.10.2021 14:22  Валентин

Стратегические цели организации и концептуальные подходы к их достижению?

09.10.2021 15:51  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегические цели любой организации - это не цели производства продукции, а цели продвижения на своем рынке, цели захвата других рынков, цели необходимых изменений для успешного продвижения. Что же касается концептуального подхода, то самое главное - это не подход к достижению цели, а подход к постановке цели. Так можно поставить незначительные цели и достичь их без существенных усилий. Можно поставить высокие цели и привести организацию к краху. А если говорить о концептуальных подходах к целеполаганию - это директивное целеполагание, демократическое - директивное, но с предварительным выяснением предложений участников, и коллегиальное - без решающего голоса руководителя. В последнем случае участники максимально заинтересованы в достижении цели, подход к достижению цели - это самоорганизация по достижению общей цели. При директивном целеполагании в достижении цели заинтересован руководитель, ставящий цель, а некоторые участники могут быть даже противниками достижения этой цели. Здесь концептуальный подход совершенно другой - принуждение к достижению цели. И эти два принципиально разных концептуальных подхода были отмечены еще Фредериком Бастиа в 1850 году.

Стр. <<   1 2 3


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


Наши новые статьи

05.07.2022 Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение Деп. ВИНИТИ РАН 04.07.2022. No 30-В2022. 17 с.
В статье рассмотрена основная проблема организации и управления предприятием и практические пути ее разрешения ... далее

19.05.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022