Разработка стратегии предприятия. 1. Стратегия в военном деле и менеджменте
Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" №10 2011 г. с.58-66
1.1. Стратегия в военном деле
Стратегия известна в военном деле уже более 25 веков, первый трактат по стратегии «Искусство войны» был написан китайским полководцем и мыслителем Сунь Дзы в 4 веке до нашей эры, а само определение стратегии было дано немецким полководцем Фон Клаузевицем около ста лет назад: «Стратегия есть использование отдельных кампаний для целей войны. Стратегия составляет план войны и связывает с поставленной конечной целью (войны) ряд тех взаимоувязанных между собой действий, которые должны привести к ее достижению; иначе говоря, она намечает проекты отдельных кампаний и дает в них установку отдельным боям» [1].
1.2. Стратегия в менеджменте
В менеджменте стратегия де-факто начала развиваться с 20-х годов прошлого века, а была де-юро сформулирована в 1962 году Альфредом Чандлером: «Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [2].
В 1980 году Куинн так определил основные составляющие стратегии: «Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [3].
Однако, «Цели (или задачи) определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» [4]. Переход от целей к программам действий достаточно сложен, и для этого предварительно требуется [5]:
-
Разработка миссии (видения) организации.
-
Идентификация корпоративных целей, исходя из миссии/видения.
Однако вопрос перехода от миссии к корпоративным (частным) целям еще не решен. Большая часть концепций менеджмента основана на интуитивном определении частных стратегических целей и показателей без достаточной опоры на цель и миссию предприятия.