Разработка стратегии предприятия. 1.5.1. Цель и миссия
Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" №10 2011 г. с.58-66
Публикуется без сокращений
Основополагающую роль установления цели показал еще Эмерсон в 1912г. [11]: «Первый принцип - точно поставленные идеалы и цели». Он писал: «Если бы мы могли объединить все цели и идеалы, вдохновляющие организацию сверху донизу, собрать их таким образом, чтобы все они действовали в одном и том же направлении, то результаты получились бы колоссальные». Этим он во многом предвосхитил многие вопросы стратегического менеджмента.
Какие же цели и идеалы движут предприятием?
Есть такая старинная притча, монах видит строителей роющих котлован, спрашивает одного: «Что ты делаешь?»: «Толкаю эту проклятую тачку» - отвечает тот, второго: «Зарабатываю на жизнь» и, третьего: «Строю храм божий».
У предпринимателя две основные цели и два идеала: построить «храм», исполнить свою миссию в обществе и стать видным уважаемым членом общества, ну и зарабатывать, и на дальнейшее развитие своего храма, и на достойную жизнь. Фактически это даже одна цель, но имеющая две стороны.
И начинать предприниматель может только с поиска своей миссии - рыночной ниши, т.е. найти своего потенциального потребителя, определить его потребности и ожидания, определить какую продукцию предприниматель сможет сделать для него лучше конкурентов. Он должен сформулировать свою экономическую цель и свою миссию в обществе.
Определить свою миссию простым перебором всех вариантов просто не реально. Однако у каждого человека есть свои предпочтения, свои компетенции, свои политики, которые резко сужают область поиска, он должен рассматривать только те ниши, в которой он и желает и способен что то сделать лучше других. Далее остается проанализировать возможные ниши: потребности и ожидания потребителей, рыночное положение, конкурентную обстановку, и найти свое место, миссию своего предприятия. Для определения миссии также необходима своя стратегия [12], для разработки которой, по Куинну (п. 1.2.) нужна цепочка:
Цель (определение миссии) >> Политики >> Программы >> Результат (миссия)
Что касается наемного работника, то у и него, аналогично, тоже одна цель, имеющая две стороны – найти свое место на одном из предприятий (своего потребителя) позволяющее ему стать и строителем храма (пусть не собственного, но общественно-полезного) и уважаемым членом общества, и получать экономический эффект для обеспечения своей достойной жизни.
С точки зрения общества миссия определяет, какие потребности, и какого потребителя должно удовлетворять предприятие. С точки зрения предприятия миссия говорит, какую продукцию, с какими потребительскими свойствами, и для какого потребителя должно выпускать предприятие.