Организационная структура и стратегия предприятия. Структура и стратегия
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №2 2011 г.
Стратегия – это выбранный путь достижения поставленной цели. Каждый из нас является стратегом, сам того не подозревая. Каждый из нас время от времени ставит цель и разрабатывает путь ее достижения – разрабатывает свою стратегию.
Однако разработка стратегии предприятия это достаточно сложная проблема, которая состоит из ряда основных шагов:
-
Цель и миссия
-
Видение предприятия, обеспечивающее достижение поставленной цели и исполнения миссии предприятия
-
Стратегические цели, достижение которых обеспечивают реализацию видения, достижение поставленной цели и исполнения миссии предприятия
-
Программы (проекты) достижения поставленных стратегических целей.
Причем каждый шаг имеет свою собственную цель, и, соответственно, стратегию ее достижения [4].
Основная проблема при разработке стратегии – определить видение предприятия, видение того, что оно должно собой представлять для того, что бы обеспечивать эффективную деятельность и в ближней, и в дальней перспективе, для того, что бы оно могло исполнять свою миссию. Видение должно показывать продукцию предприятия и инфраструктуру ее разработки, производства, продвижения и реализации, причем, как в ближней, так и в дальней перспективах. Т.е., фактически мы получаем матрицу видения размерностью 2х2 [5]. Но в дальней перспективе мы не сможем увидеть ни продукции (существующие идеи уже закончат свой жизненный цикл), ни соответствующей инфраструктуры. Тут мы сможет только «видеть» то, как на предприятии будут создаваться новые идеи, как по продукции, так и по инфраструктуре.
Что касается организационной структуры, то скелетом инфраструктуры, требующейся для создания, производства, продвижения и реализации требуемой продукции предприятия и является его организационная структура.
Таким образом, создание видения – это одновременно и создание организационной структуры, которая далее будет, конечно, уточняться на этапе разработки программ (проектов) достижения поставленных стратегических целей. Создание стратегии и создание организационной структуры неразрывно, организационная структура – это непременная часть стратегии предприятия.
«Корпоративная стратегия - это организационный процесс, неотделимый от структуры… Структура организации, существующие системы стимулирования и контроля, управления развитием оказывают значительное воздействие на процесс формулирования стратегии. Прежде всего, обратим внимание на утверждение о том, что именно структура должна следовать за стратегией. Понятно, что в дальнейшем мы непременно столкнемся и с обратным процессом-зависимостью стратегии от складывающейся организационной структуры. Однако в этой взаимозависимости преимущество в целом имеют процессы первого рода» [6]. «Большое значение имеет формулирование миссий для ключевых подразделений компании. Каждый отдел может и должен выработать собственную миссию, определяющую его роль, сферу деятельности, направление развития и вклад в общую миссию компании» [7].
С точки зрения стратегического менеджмента каждое структурное подразделение должно иметь свою цель, миссию, видение, свои частные стратегические цели, свои внутренние программы действий – свою собственную внутреннюю стратегию. Фактически должна быть проведена декомпозиция цели, миссии, видения, частных стратегических целей, программы действий предприятия на структурные подразделения всех уровней.
Соответственно должны распределяться и полномочия, и ресурсы предприятия. Каждое структурное подразделение должно иметь полномочия и ресурсы необходимые и достаточные для достижения поставленной перед ним цели [8]. Когда на предприятии возникают большие реординационные потоки, затрудняющие управление? Тогда, когда ресурсы и полномочия подразделений не позволяют им выполнять поставленные цели, или руководители подразделений не имеют достаточных компетенций.
Статья 2021 года "Построение и анализ организационной структуры предприятия"