Анализ, оптимизация и управление бизнес-процессами
Организационная структура, положения о подразделениях, должностные инструкции — показывают предприятие в статике. Регламенты же бизнес-процессов показывают процессы деятельности предприятия. Они представляют собой иерархию бизнес-процессов от главного бизнес-процесса самого бизнеса предприятия, до бизнес-процессов, показывающих реальную деятельность рядовых сотрудников.
Главный бизнес-процесс имеет на входе исходное сырье, материалы, комплектующие, финансы и др. На выходе — финансовые и другие результаты бизнеса. Каждый подпроцесс этого бизнес-процесса является бизнес-процессом нижнего уровня. И эта единая система бизнес-процессов определяет всю деятельность предприятия. Точнее те положения деятельности, которые должны осуществляться в соответствии с требованиями бизнес-процессов. В остальном деятельность осуществляется в соответствии с конкретными решениями персонала — формализовать всю деятельность предприятия невозможно в принципе.
Каждый бизнес-процесс имеет своих поставщиков, поставляющих определенные продукты, и потребителей принимающих производимые бизнес-процессом продукты, свои входы и выходы. При этом бизнес-процесс завершается не предъявлением своих результатов потребителю, а приемкой всех результатов всеми потребителями.
Для описания бизнес-процессов используют различные нотации и системы оптимизации бизнес-процессов. Одна из наиболее популярных таких систем — BPWin — средство описания, анализа, оптимизации и моделирования бизнес-процессов. Она использует нотации IDEF0, IDEF3 и DFD. Мы работали с этой системой, но быстро поняли ее избыточность, практическую невозможность требуемой формализации, и неудобство использованиями оформленных с ее помощью бизнес-процессов заказчиком. И мы стали применять простые интуитивно понятные нотации и без использования автоматизации моделирования бизнес-процессов.
И основное в системе бизнес-процессов предприятия — это не их формальное описание, а то, чтобы персонал осуществлял свою реальную деятельность в соответствии с ними. И здесь возникают отклонения, которые сводят на нет возможности автоматизированных систем формализации бизнес-процессов. Вероятно эти системы имеют смысл в бизнес-процессах объединенных с технологическими производственными процессами, а не административными и управленческими бизнес-процессами. При этом необходимо понимать, что «правила, предписывающие определенное поведение, влияют на поведение, однако только в том случае, если люди имеют мотив следовать этим правилам» [Грейф, 2018, с. 55]. Формальные бизнес-процессы не будут оказывать влияния на персонал, если следование положениям этих бизнес-процессов не будет давать им личной выгоды (например, снижения издержек труда). Если же бизнес-процессы приводят, например, к повышению издержек труда, а нарушения положений не будут приводить к санкциям (запретительным издержкам), они также не будут оказывать влияния на деятельность персонала — персонал будет работать так, как ему легче, удобнее, привычнее. Поэтому утвержденные и введенные приказами по предприятию системы бизнес-процессов не будут играть никакой роли если они не дают выгод персоналу, а отклонения от их положений не будут приводить к санкциям.
Основная проблема при создании системы бизнес-процессов предприятия заключается не в том, чтобы разработать наиболее эффективную для предприятия систему бизнес-процессов, а в том, чтобы реально действующая система бизнес-процессов предприятия обеспечивала наибольшую его эффективность.
Все дело в том, что введение бизнес-процессов изменяет институт предприятия — правила игры [Норт, 1997]. И это не просто выпуск приказа — это проведение соответствующих институциональных изменений. И главное — не описать бизнес-процессы, а внедрить их в реальную деятельность персонала предприятия. Именно особую важность этой проблемы мы поняли с наших первых консалтинговых проектов, именно на разрешение этой проблемы наша компания обращает особое внимание. Только разрешение этой проблемы практически отсутствует в литературе по менеджменту (имеющиеся методики проведения организационных изменений имеются, но они не затрагивают в должной мере проблемы «человеческого фактора). Поэтому наша компания параллельно с проведением консалтинговых проектов начала вести параллельные теоретические исследования, базирующиеся не на современной литературе по менеджменту, а на трудах классиков экономики, социологии, антропологии, психологии, кибернетики. И мы нашли практически методики проведения систем бизнес-процессов в реальную деятельность предприятия. Основные материалы и результаты наших исследований приведены в целом ряде рецензируемых журналов 2010-2021 годов, статьи большого объема (до 260 тысяч символов и до 170 литературных источников) депонированы в ВИНИТИ РАН. Последние наши статьи:
Мы постоянно публиковали результаты наших исследований в ряде в журналах «Креативная экономика», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент сегодня», и в ряде других (2010-2021). Итоговые же результаты наших исследований базирующиеся на взаимном анализе наших статей, более чем 400 трудов классиков и современников экономики, психологии, социологии, социальной антропологии, кибернетики, институционализма, нашем шестнадцатилетнем опыте проведения консалтинговых проектов, и приведены в нашем «Гайде по организации и управлению предприятием» PDF (540).
Стоимость разработки и внедрения системы бизнес-процессов среднего предприятия численностью 100-250 человек 100-300 тыс. руб. На время пандемии скидка 40% и стоимость 60-180 тыс. руб.
Срок разработки и внедрения - 1-2 мес. Срок в основном зависит от загрузки руководства предприятия заказчика и может быть существенно сокращен.
Литература
Грейф А. 2018. Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли. М. : Издательский дом Высшей школы экономики.
Норт Д. 1997. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. №3. С. 6-17.
Для более подробной информации по созданию эффективной системы бизнес-процессов предприятия, достаточно позвонить по телефону 8 (495) 998-85-99 (Михаил Жемчугов) или написать письмо на адрес info@corpsys.ru.
__________________
Версия для печати