Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Отношения руководитель-подчиненный (принципал-агент) в предприятии (Гайд-II)
111
Как было отмечено в разделе 2.5, проблема антагонистических отношений руководитель-подчиненный (принципал-агент) в капиталистическом бюрократическом предприятии разрешается через формирование неформального компромисса руководителей и подчиненных с ориентацией на рынок труда — самопроизвольным приведением эффективности предприятия в соответствии с рынком труда при аналогичных условиях.
Антагонистические отношения отсутствуют в кооперативных предприятиях — их эффективность не ограничивается рынком труда, определяется интересами членов коллектива. Однако она ограничена малыми размерами предприятия, отсутствием централизации (при ее наличии возникают более серьезные проблемы), отсутствием «эффекта масштаба» и их неконкурентностью с большими бюрократическими предприятиями.
Размеры предприятия не ограничены при партнерской организации предприятий с отбором персонала, общностью интересов собственника и коллектива, коллегиальным целеполаганием и распределением результата.
Оливер Уильямсон писал: «Если бы крупные фирмы могли копировать деятельность совокупности мелких фирм во всех обстоятельствах, где успешны мелкие фирмы, они были бы столь же успешны. Если бы, более того, крупные фирмы могли выборочно вмешиваться в деятельность, навязывая (иерархические) решения в случаях потенциальных конфликтов, когда возможно прогнозированное получение чистой прибыли, крупные фирмы были бы даже более успешны» [Уильямсон, 1996]. Партнерское же предприятие базируется (как и малое кооперативное предприятие) на эффективности малых групп с их коллегиальным целеполаганием и самоуправлением (а не на антагонистических отношениях принципал-агент), и на централизованном поддержании и развитии коллегиально принимаемых институтов предприятия, обеспечиваемых собственником предприятия.
5.6 Разрешение проблемы доминирования личного интереса группы в предприятии собственника: 6-й проблемы совместной деятельности
Как отмечалось в разделе 2.6, производительность отдельных работников определяет группа в целом, оказывая давление на тех, кто начинает увеличивать свою производительность [Тейлор, 2017; Akerlof, 1982; Смелзер, 1994]. Группа поддерживает только такой уровень труда, при котором ее членам еще не грозит увольнение - поддерживает
111
Стр. 110 < СОДЕРЖАНИЕ > Стр. 112
__________________ Версия для печати
|
|