Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
 
Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 

Начало Гайд II (695)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Деп. ВИНИТИ РАН ноябрь 2022

Основная проблема экономики и менеджмента (Гайд II)

12

Огюст Конт еще в 1830 году жаловался2, что уже в его время в ученом мире большинство исследователей уже целиком ограничивается изолированным изучением лишь одного раздела какой-нибудь науки3, не особенно интересуясь отношением этих частных работ к общей системе позитивного знания. Только при этом наука не образует уже единого целого. И это может привести к крушению всякой науки [Дюркгейм, 1991, с. 331–332]. В итоге имеется много различных экономических школ, зачастую противоречивых. Например, «поведенческая экономика не образует единой школы; во многих случаях авторы высказывают принципиально разные мнения. Именно поэтому так трудно дать полностью всеобъемлющий обзор тенденции» [Golovics, 2015. p. 161]. И здесь можно отметить, что менеджмент — как наука — даже не состоялся.

Можно выделить следующую основную проблемы экономики и менеджмента, формулируемую целым рядом исследователей. Фрэнсис Эджворт (1845–1926) утверждает, что “Первый принцип экономики заключается в том, что каждый агент руководствуется только собственными интересами” [цит. по: Golovics, 2015]. Отмечал это и Макс Вебер: «Любое хозяйствование в экономике обмена предпринимается и реализуется единичными субъектами с целью удовлетворения их собственных — идеальных или материальных — интересов. <…> решающая роль индивидуального интереса неизменна. Верно, что существует хозяйственное действие, чисто идеологически ориентированное на чужие интересы, но также верно и то, что масса людей так себя не ведет и, как показывает опыт, вести себя не может и поэтому не будет» [Вебер, 2016, с. 248] И в наше время отмечается: «И экономика, и психология традиционно опирались на сильную предпосылку о том, что все человеческое поведение мотивировано исключительно личными интересами (Piliavin4, Charng, 199; Batson5, Shaw, 1991; Monroe6, 1996). Психология «утверждает, что все действия мотивированы эгоистичными интересами, хотя и не всегда внешне» (Smith 1999).

_________
2 Comte A.1830. Cours de philosophie positive. Oxford University. Paris, Bachelier.

3 Здесь русский философ С.Л. Франк (1887-1950) утверждал, что «изучая целое только в его частях, мы не познаем его, даже изучив все его части, ибо целое есть не простая сумма частей, а их единство, т.е. система отношений между частями» [Франк, 1993].

4 Piliavin J.A. and Hong-Wen Charng. 1990. Altruism: A review of recent theory and research. Annual Review of Sociology 16 (1) 27–65.

5 Batson D.C., Shaw L.L. 1991. Evidence for altruism: Toward a pluralism of prosocial motives. Psychological Inquiry 2 (2): 107–22.

6 Monroe K.R. 1996. The heart of altruism: Perceptions of a common humanity. New Jersey: Princeton University Press.

12

Стр. 11СОДЕРЖАНИЕ > Стр. 13

__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии результата
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025