Создание эффективной организации деятельности предприятия
Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
27
меньше дать» [Сэй, 2007, с. 66]. Проблема в том, что с одной стороны контракт найма определяет только лишь заработную плату, время работы, и выполняемые функции. С другой, как отмечал Людвиг фон Мизес: «Бюрократическое ведение дел представляет собой способ руководства, при котором необходимо подчиняться детальным правилам и нормам, установленным властью вышестоящего органа» [Мизес 2019, с. 292]. Последнее имеет два непреодолимых противоречия. Во-первых, в контракте найма ничего не говорится о том, в какой степени работнику «необходимо подчиняться детальным правилам и нормам, установленным властью вышестоящего органа». И «никаким путем невозможно вывести, что взаимные обязанности должны доходить до такой-то границы, а не до другой» [Дюркгейм, 1991, с. 201]. Во-вторых, регламентировать все действия работника (тем более руководителя) во всех возможных ситуациях невозможно принципиально [Бир, 1993]. И «как бы точна ни была регламентация, она всегда оставит свободное место для многих разногласий» [Дюркгейм, 1991, с. 340].
С другой стороны человек приходит в предприятие не для подчинения правилам и нормам, а из необходимости удовлетворения своих потребностей. «Единственной причиной для вступления в кооперацию является стремление удовлетворить личные мотивы… цель организации не имеет значения для отдельного человека» [Барнард, 2009, с. 44, 86–87]. В такой же неопределенной среде предприятия, приходя в предприятие «человек стремится извлечь максимум выгоды для себя, исходя из ситуации и своих целей» [Спиридонова, с. 43] и «с минимально возможными усилиями» [Блауг, 2004, с. 112]. «Работник строит свое поведение в организации, стремясь к своему росту и оглядываясь на состояние других» [Пригожин, 2017], но не на интересы предприятия. А ситуация человека в предприятии определяется той средой, которая в нем сформирована. И «каждый индивид согласно своему нраву адаптируется к ней своим способом, который он предпочитает любому другому. Один будет стремиться изменить ее, чтобы она гармонировала с его потребностями; другой предпочтет измениться сам и умерить свои желания» [Дюркгейм, 1991, с. 486]. Только при этом человек «наиболее эффективной в техническом плане процедуре – вне зависимости от того, узаконена она культурой или нет, — как правило, начинают отдавать предпочтение перед институционально предписанным поведением» [Мертон, 2006]. Здесь для человека играет роль не культура предприятия, не провозглашаемые в нем институты, а его личные цели, личная культура, вырабатываемые в текущей ситуации предприятия как наиболее эффективные ему личные «правила игры». И, как отмечал еще Фредерик Тейлор, рабочие осуществляют свою деятельность «с
27
Стр. 26 < СОДЕРЖАНИЕ > Стр. 28
__________________ Версия для печати
|
|