Создание эффективной организации деятельности предприятия
Удаленные консультации по управленческому консалтингу
Консалтинговое сопровождение проектов заказчика
Разработка эффективной организационной документации
Наши консалтинговые проекты
Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия
Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Бюрократическое ведение дел представляет собой способ руководства
58
может расторгнуть контракт с такой же готовностью, как и работодатель» [Alchian, Demsetz, 1972]. Такое положение — это именно то зло, которое отмечал Людвиг фон Мизес [Мизес ,2019], зло для капиталиста и его предприятия, возникшее из-за социальной защиты наемного персонала. Причем социальная защита и в дальнейшем имеет тенденцию к повышению. Повышается уровень жизни трудящихся — понижается их зависимость от работодателя. Но все же «работник является одним из многих себе подобных и что работодатель может и будет реализовывать стратегические преимущества, демонстрируя свою силу на примере одного или нескольких рабочих и давая тем самым назидательный урок всем остальным. ... Работодатель может путем избирательных, но ощутимых карательных мер убедить всех штатных наемных работников принять худшие условия ... рабочие испытывают недостаток силы при торгах об условиях найма» [Уильямсон, 1996, с. 414, 416, 417]. «Однако чего фактически «хочет фирма, когда нанимает работника, так это его производительной деятельности... Она желает купить скорее качество работы, чем просто отработанное время» (Okun, 1981, р. 63) Соответственно, эксплуатация штатных работников не остается полностью безнаказанной. Штатные работники, «вынужденные» принять худшие условия, могут компенсировать низким качеством труда те преимущества, которых их лишил работодатель-хищник» [Уильямсон, 1996, с . 419].
В реальном предприятии не работает отмеченное Людвигом фон Мизесом положение о том, что «бюрократическое ведение дел представляет собой способ руководства, при котором необходимо подчиняться детальным правилам и нормам, установленным властью вышестоящего органа» [Мизес 2019, с. 292], не работает подчинение безличному порядку Макса Вебера [Вебер, 2016]. Ведь «предприятие не имеет, ни полномочий, ни дисциплинарных мер, ни малейшего отличия от обычных рыночных контрактов между любыми двумя людьми» [Alchian, Demsetz, 1972, p. 777]. Не работает даже соглашение сторон в договоре о найме, ведь «никаким путем невозможно вывести, что взаимные обязанности должны доходить до такой-то границы, а не до другой. Всякое определение подобного рода может возникать только из компромисса; это нечто среднее между соперничеством имеющихся налицо интересов и их солидарностью. Это — положение равновесия, которое может быть найдено только после более или менее тщательных поисков каждый из участников договора, имея нужду в другом, старается получить с наименьшими издержками то, в чем он нуждается, т. е. приобрести как можно больше прав в обмен на возможно меньшее количество обязанностей» [Дюркгейм, 1991].
58
Стр. 57 < СОДЕРЖАНИЕ > Стр. 59
__________________ Версия для печати
|
|