Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
  Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия
с гарантией повышения эффективности деятельности от 1,5 до 3-х раз, и более
 

Начало
Гайда
(798)ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, февраль, 2022

Основные выводы и заключение

Раздел «Человек»

  1. Субъектами деятельности в предприятии являются его руководители и сотрудники, в оптимальном варианте организованные как коллективные субъекты — иерархические организованные малые руководящие и рабочие группы.
  2. Личная цель человека в предприятии — повышение своего капитала (общей ценности всех его внутренних и внешних составляющих). Однако это не самоцель, а средство выявления и осуществления человеком смысла его жизни. И смысл жизни является и внутренней составляющей капитала человека, и определяет направление развития капитала человека.
  3. Если предприятие представляет для человека ценность, то и само предприятие может представлять смысл для человека.

Раздел «Группа»

  1. Показано, что малые группы и структурные подразделения предприятия имеют внутренние и внешние институты (правила игры). При этом положения внутренних институтов в основном могут не документироваться (не формализоваться). А для внешних институтов может быть формализована только часть их положений, многие же положения формализации не подлежат в принципе. Представлена структура составляющих внутреннего и внешнего институтов. При этом данные определения «внутреннего института» и «внешнего института» принципиально не соответствуют известным определениям «неформального института» и «формального института», но намного более логичны, более адекватно отражают сущность деятельности предприятия.
  2. Внутренние институты группы — это сформированное опытом деятельности внутреннее неявное (тацитное) знание и опыт членов группы, ориентированные на личные интересы и цели членов группы, а не на внешние институты.
  3. Внешние институты малых групп социальных организаций, как отмечается в литературе, никогда и никем не были “изобретены”, а возникли как нормы, обеспечивающие максимальную эффективность, выживание и развитие социальной организации. Практически же внешние институты формируются собственником и руководителями предприятия, исходя из их личного опыта, знаний и их видения последующего функционирования предприятия. Поэтому они могут быть и неоптимальными, а предприятие неэффективным, попадать в институциональные ловушки, из которых нет выхода.

Раздел «Предприятие»

  1. Внешний институт предприятия — это иерархическая система внешних институтов всех руководящих и рабочих малых групп предприятия, формулируемая собственником и руководителями этих групп, исходя из их опыта достижения своих личных результатов — это внешние правила игры которым должны следовать подчиненные группы (но только «должны»). Внутренний институт предприятия — это иерархическая система внутренних институтов всех руководящих и рабочих малых групп предприятия, консервирующая и развивающая опыт членов групп, позволяющий им достигать своих максимальных личных результатов в ситуации наличия внешнего института и входящих в него санкций. Реальную деятельность предприятия определяет его внутренний институт, а положения внешнего института только постольку, поскольку они входят в этот внутренний институт как соответствующие интересам членов групп, или как поддерживаемые санкциями (влияющими на личные результаты членов групп).
  2. Все предприятия разделяются на два основных вида: с противоположностью (антагонизмом, враждой) интересов, и с единством (общностью, гармонией) интересов, имеющих определенную организацию и соответствующие институты. Первые — это бюрократические предприятия. Вторые — это самые малые кооперативные предприятия, либеральные предприятия, партнерские предприятия, сетевые предприятия. Показаны условия и пути повышения эффективности всех типов предприятий, их создания и развития.
  3. Предприятия с антагонизмом интересов (каждая сторона хочет как можно больше получить, и как можно меньше дать) базируются на иерархическом исполнении заданий и распоряжений, начиная от собственника. Что и обеспечивает направленность деятельности предприятия на его интересы. Однако любой человек исполняет только те задания и распоряжения, которые повышают его личный капитал, и в большей степени, чем другие предприятия на рынке труда. Соответственно уровень труда персонала определяется не руководством, а является компромиссом определяемым рынком труда. И попытки руководства повысить эффективность деятельности выше чем на рынке труда безнадежны.
  4. В предприятиях с единством интересов результаты предприятия одновременно являются и результатами персонала, поэтому их эффективность максимальна. Проблема только в создании этого единства интересов — ведь у каждого человека доминирует его личный интерес.
  5. Для повышения эффективности любое предприятие должно строиться на ключевых положениях бизнеса собственника, отражающих его интересы и цели, ведь именно для достижения своих целей он и создает предприятие. Эти положения необходимы и для подбора топ-менеджеров, а далее и всего персонала, и для формирования внешнего института предприятия, а далее структурных подразделений всех уровней иерархии. Приведены необходимые эффективные методики подбора кадров и создания внешних институтов.
  6. Каждое структурное подразделение предприятия имеет свои уникальные цели, организацию, бизнес-процессы, институты. Приведено дерево путей организации и институтов структурных подразделений предприятия, позволяющее определить оптимальные организацию и институты структурных подразделений, соответственно и максимальную эффективность предприятия.

Таким образом, цель определения возможностей и практических путей повышения эффективности наших предприятий, развития и создания эффективных предприятий, поставленная в исследовании, достигнута. Достигнута на базе междисциплинарной теории предприятия: психологии человека, антропологии и социологии малых групп, философии, институционализма, кибернетики и экономики; взаимно-совместного анализа положений этих теорий, реальной деятельности наших предприятий в ходе пятнадцатилетней истории наших консалтинговых проектов, нашей практики управления. 

__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услугиуправленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025