Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Разработка организационной документации
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Комплексная организации деятельности предприятия на его высшем уровне и уровне топ-менеджеров
Комплексное совершенствование организации деятельности предприятия на всех уровнях иерархии
Комплексное совершенствование организации деятельности предприятия по наиболее значимым факторам
Организация эффективной деятельности предприятия без оперативного и среднесрочного управления собственника
Корпоративные однодневные семинары, двухдневные семинары и семинары-тренинги
Наши семинары и тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Управление бизнесом. История, концепции
Любая система управления заключается в задании направления (цели), мониторинга и измерения отклонений, и коррекции. Будь то электрическая, механическая или любая другая система, будь то система управления компанией.
Первая подобная концепция управления применительно к менеджменту была разработана еще в 1932 году, это “Tableau de Bord (Бортовое табло), она развивается и до настоящего времени. Согласно традиционному толкованию, tableau de bord рассматривалась как инструмент управления, дающий высшему руководству общее представление о деятельности (операциях) фирмы и состоянии среды, в которой эта деятельность осуществляется. При создании tableau de bord впервые введена схема: видение - стратегия - стратегические цели –показатели. Эта концепция, широко используется и в настоящее время, однако, в основном во Франции, и в современной трактовке tableau de bord является как бы общей моделью функционирования бизнеса как системы.
Очень большое распространение получила предложенная в 1954 году концепция Управления по целям Management by Objectives (MBO) Питера Друкера (Peter Drucker). В своей книге “The practicle of management” он писал: «Целевые показатели в ключевых областях (бизнеса) являются "приборной панелью", необходимой для "пилота" делового предприятия». Он является основоположником системы оценки эффективности достижения целей через показатели эффективности –KPI. Что касается процедуры установления целей, то Питер Друкер писал: «Существует только один эффективный способ сделать это: определить, что будет измеряться в каждой сфере и каким будет критерий измерения»
Можно отметить также концепцию управления на основе показателя EVA - разницы между чистой операционной прибылью после налогообложения и затратами на капитал за тот же период (EVA-based management), автором которой является Стюарт Штерн.
В начале 90-х годов профессор бизнес-школы при гарвардском университете (Harvard Business School) Роберт Кэплен (Robert Kaplan) и американский консультант по вопросам управления Дэвид Нортон (David Norton) развили концепцию МВО и разработали новый подход к стратегическому управлению. Свю концепцию они назвали Balanced Scorecard (BSC - Система сбалансированных показателей/Сбалансированная система показателей - ССП, Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard - Measures then drive Performance // Harvard Business Review. - 1992. - Vol. 70. - N 1. - P. 71-79). Они писали: "Сбалансированная система показателей эффективности предоставляет схему для перевода общей стратегии компании в термины операционного процесса". Однако, как отмечают сами создатели: «Важнейшая задача при выборе конкретных показателей сбалансированной системы — определить те из них, которые наилучшим образом выражали бы стратегию компании».
Наша же компания развила эту концепцию ( "Инновационный подход к сбалансированной системе показателей" Журнал "Российское предпринимательство", июнь 2010 г. Вып.2.), что позволило определять ряд показателей.
В обеих ранних концепциях (MBO и tableau de bord) на определение целей и показателей управления никакие ограничения не накладываются, т.е. каждая организация абсолютно свободна в своём выборе. В BSC же, цели и показатели рассматриваются только через призму четырёх (или более) "перспектив" и должны быть сосредоточены на определённых группах заинтересованных сторон и процессах, четко структурированы. Интеграция финансовых и нефинансовых показателей присутствовала и в tableau de bord, но в менее совершенной форме, tableau de bord более ориентирована на внутренние процессы и финансовые показатели, чем BSC.
Уже в этом веке компания IDS ввела понятие BPM (Business Performance Management) - управление эффективностью бизнеса как совокупность множества технологий. А то, что связывает различные технологии вместе –это их использование в планировании организационных задач, мониторинг основных операционных индикаторов и возможность организационной обратной связи в случае незапланированного протекания процесса.
При этом BSC (ССП) зачастую называют или составной частью BPM, или ее разновидностью. Но принципиальная разница в том, что BPM, - это система, а Tableau de Bord, MBO, EVA, BSC, - это концепции.
Существует также и целый рад других менее известных концепций.
______________
Данной статье более 10 лет. И она отображает наш взгляд на проблему управления бизнесом после 15 лет бизнес-деятельности и нескольких лет консалтинговых работ и исследований. Сейчас само понимание проблемы существенно расширилось и углубилось, соответственно и наше отношение к проблеме существенно изменилось. Не будем приводить все наши публикации по данному вопросу, отметим только статью «Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия» - международный журнал «Проблемы теории и практики управления» № 6, 2018 и серию 3-х статей «Практическое построение эффективного предприятия» международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 2020, №2, №4, №5. В тих статьях мы рассмотрели и обосновали все вопросы построения бизнеса. Отметим только, что объем 3-х статей 2020 года составляет около 300.000 символов (7,5 печатных листов), а список использованной литературы - 133 наименования.
__________________ Версия для печати
|
|