О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Гайд по организации и управлению предприятием 2022
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(193)Гайд по организации и управлению предприятием

Управление бизнесом. История, концепции

08.01.2010
Любая система управления заключается в задании направления (цели), мониторинга и измерения отклонений, и коррекции. Будь то электрическая, механическая или любая другая система, будь то система управления компанией.

Первая подобная концепция управления применительно к менеджменту была разработана еще в 1932 году, это “Tableau de Bord (Бортовое табло), она развивается и до настоящего времени. Согласно традиционному толкованию, tableau de bord рассматривалась как инструмент управления, дающий высшему руководству общее представление о деятельности (операциях) фирмы и состоянии среды, в которой эта деятельность осуществляется. При создании tableau de bord впервые введена схема: видение - стратегия - стратегические цели –показатели. Эта концепция, широко используется и в настоящее время, однако, в основном во Франции, и в современной трактовке tableau de bord является как бы общей моделью функционирования бизнеса как системы.

Очень большое распространение получила предложенная в 1954 году концепция Управления по целям Management by Objectives (MBO) Питера Друкера (Peter Drucker). В своей книге “The practicle of management” он писал: «Целевые показатели в ключевых областях (бизнеса) являются "приборной панелью", необходимой для "пилота" делового предприятия». Он является основоположником системы оценки эффективности достижения целей через показатели эффективности –KPI. Что касается процедуры установления целей, то Питер Друкер писал: «Существует только один эффективный способ сделать это: определить, что будет измеряться в каждой сфере и каким будет критерий измерения»

Можно отметить также концепцию управления на основе показателя EVA - разницы между чистой операционной прибылью после налогообложения и затратами на капитал за тот же период (EVA-based management), автором которой является Стюарт Штерн.

В начале 90-х годов профессор бизнес-школы при гарвардском университете (Harvard Business School) Роберт Кэплен (Robert Kaplan) и американский консультант по вопросам управления Дэвид Нортон (David Norton) развили концепцию МВО и разработали новый подход к стратегическому управлению. Свю концепцию они назвали Balanced Scorecard (BSC - Система сбалансированных показателей/Сбалансированная система показателей - ССП, Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard - Measures then drive Performance // Harvard Business Review. - 1992. - Vol. 70. - N 1. - P. 71-79). Они писали: "Сбалансированная система показателей эффективности предоставляет схему для перевода общей стратегии компании в термины операционного процесса". Однако, как отмечают сами создатели: «Важнейшая задача при выборе конкретных показателей сбалансированной системы — определить те из них, которые наилучшим образом выражали бы стратегию компании».
Наша же компания развила эту концепцию ("Инновационный подход к сбалансированной системе показателей" Журнал "Российское предпринимательство", июнь 2010 г. Вып.2.), что позволило определять ряд показателей.

В обеих ранних концепциях (MBO и tableau de bord) на определение целей и показателей управления никакие ограничения не накладываются, т.е. каждая организация абсолютно свободна в своём выборе. В BSC же, цели и показатели рассматриваются только через призму четырёх (или более) "перспектив" и должны быть сосредоточены на определённых группах заинтересованных сторон и процессах, четко структурированы. Интеграция финансовых и нефинансовых показателей присутствовала и в tableau de bord, но в менее совершенной форме, tableau de bord более ориентирована на внутренние процессы и финансовые показатели, чем BSC.

Уже в этом веке компания IDS ввела понятие BPM (Business Performance Management) - управление эффективностью бизнеса как совокупность множества технологий. А то, что связывает различные технологии вместе –это их использование в планировании организационных задач, мониторинг основных операционных индикаторов и возможность организационной обратной связи в случае незапланированного протекания процесса.

При этом BSC (ССП) зачастую называют или составной частью BPM, или ее разновидностью. Но принципиальная разница в том, что BPM, - это система, а Tableau de Bord, MBO, EVA, BSC, - это концепции.

Существует также и целый рад других менее известных концепций.

______________

Данной статье более 10 лет. И она отображает наш взгляд на проблему управления бизнесом после 15 лет бизнес-деятельности и нескольких лет консалтинговых работ и исследований. Сейчас само понимание проблемы существенно расширилось и углубилось, соответственно и наше отношение к проблеме существенно изменилось. Не будем приводить все наши публикации по данному вопросу, отметим только статью «Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия» - международный журнал «Проблемы теории и практики управления» № 6, 2018 и серию 3-х статей «Практическое построение эффективного предприятия» международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 2020, №2, №4, №5. В тих статьях мы рассмотрели и обосновали все вопросы построения бизнеса. Отметим только, что объем 3-х статей 2020 года составляет около 300.000 символов (7,5 печатных листов), а список использованной литературы - 133 наименования.


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Управление бизнесом. История, концепции"

22.02.2010 20:31  Роман

А как же система Тейлора?

23.02.2010 17:44  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Можно было бы пойти еще дальше, начать с методов управления Роберта Оуэна (1771 – 1858). Но мы ограничились системами управления, основанными на принципах обратной связи, основанных на задании цели, мониторинге и измерении отклонений от поставленной цели, корректирующих и предупреждающих действиях по отклонениям.

21.09.2015 16:12  Леон

Какую из современных концепций лучше применять на практике?

21.09.2015 21:11  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Нужно применять ту концепцию, которая наиболее соответствует конкретному предприятию в конкретных условиях. Концепцию, которая позволит быстро окупить вложенные затраты и дать реальную отдачу. И это будет не разовая работа, на всю дальнейшую жизнь, а систематические работы по повышению эффективности деятельности. Главное, что бы они велись системно, а не по принципу «лоскутного одеяла». Только выбор этой концепции достаточно индивидуален.

09.10.2020 15:32  Игорь

А какие современные концепции, кратко, вы можете рекомендовать в настоящее время?

09.10.2020 18:38  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Максимальная эффективность деятельности предприятия обеспечивается тогда, когда коллектив направлен на достижение целей предприятия - когда цели коллектива и предприятия едины. Только ни tableau de bord, ни MBO, ни BSC, ни различные системы KPI, этого не обеспечивают. Практически единство целей может достигаться, например, выплатой определенной части прибыли топ-менеджерам, что уже достаточно часто применяется и в нашей, и в зарубежной практике. Необходимо доработать эту концепцию и распространить ее на все уровни иерархии. Этому и посвящены отмеченные в дополнении к тексту статьи.
И можно отметить, что именно эту концепцию использовал Роберт Оуэн. Однако она использовалась в замкнутом социуме (его фабрика была единственной в городке) и непосредственно использовать ее сейчас невозможно.




Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Управление бизнесом. История, концепции", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

04.03.2022 Консалтинговое сопровождение проектов организации и управления предприятия заказчика
В статье рассмотрены пять видов основных услуг организационного и управленческого консалтинга. Показан наиболее эффективный интегральный вид, объединяющий ... далее

14.02.2022 Гайд по организации и управлению предприятием Деп. в ВИНИТИ 14.02.2022, № 1 -В 2022. 239 с.
"Гайд по организации и управлению предприятием" является итогом нашей 16-летней консалтинговой практики, а также сопоставительного анализа трудов классиков и ... далее

28.01.2022 Институты, механизмы и сущность предприятия как детерминанты его эффективности и развития Журнал "Менеджмент сегодня" 2002. № 1. С. 24-38
В статье анализируются сущность предприятия, институты и механизмы его деятельности, детерминанты и практические методики повышения его эффективности. Авторы ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2022