Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Эффективность предприятия. Общая методика создания партнерского предприятия
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА СЧЕТ СОЗДАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Общая методика создания партнерского предприятия
В партнерском предприятии уровень и производственных, и личных результатов (во всех их аспектах) определяется и принимается коллегиально. И чем выше принимаемые производственные результаты8, тем выше и личные — единство интересов. Именно единство интересов — это необходимое и достаточное условие создания партнерского предприятия. «Задача предпринимателя, предполагающая достижение консенсуса, состоит в том, чтобы собрать субъектов с соответствующими наборами знаний, инвестировать в социализацию этих субъектов в отношении общей цели и инвестировать в социальные структуры, которые создают общие каналы коммуникации и кодексы» [50, с. 1266]. В этом определении, однако ничего не говорится ни об общей цели, ни о социальных структурах, в которые необходимо инвестировать. А «система должна мыслиться и задаваться как нечто изначальное по отношению к элементам» [32, с. 39]. Если такая система, такие социальные структуры, не будет изначально заданы, то мы не будем иметь базиса для необходимой социализации. Не сможем построить партнерское предприятие. Но известные исследователи [46; 42; 20; 34; и др.] начинали с именно с распределения результата и соответствующих проблем, а не с системы. Соответственно не смогли и найти решения по распределению результата, что на самом деле лишь вторично. Можно отметить, что первое партнерское предприятие создал еще Роберт Оуэн, однако он даже не думал о системе оплаты: у него не было ни премий, ни штрафов [24]. Он создал организацию на принципах общности интересов и капиталистического производства.
Как отмечал Макс Вебер, только частное лицо, действующее с целью получения прибыли, т.е. капиталистический предприниматель, является единственным, кто обладает иммунитетом в отношении неизбежности бюрократического рационального господства через знание, через полученную власть [7]. Он в принципе не может использовать свои знания и власть для получения личных результатов в ущерб предприятию. Соответственно ему в партнерской организации9 принадлежит особая роль — сформировать организацию, при которой и партнеры бы не использовали свое знание, свое должностное положение, в ущерб предприятию. Создать соответствующие ключевые положения деятельности и найти партнеров, разделяющих эти положения, социализировать и институционализировать эти положения — создать организацию как общность интересов, поддерживать эту общность. Первое такое ключевое положение — это принципы совместной деятельности в постановке и достижении общей цели без манипулирования другими участниками деятельности. Элеонор Остром также отмечала, что задача организации коллективных действий решается одним единственным индивидом — собственником предприятия, который дает убедительное обещание осуществлять надзор и наказывать каждого, кто не будет придерживаться правил, установленных в фирме. «Это отвечает на вопросы о том, откуда могут происходить институциональные соглашения, как могут делаться заявления о действиях, которые вызывают уверенность в их осуществлении, почему осуществляется надзор» [29, с. 59]. Все эти соглашения должны исходить из ключевых положений собственника, ориентированных на достижение его личных интересов и целей, а также интересов и целей персонала, разделяющего эти положения. Они должны определять правила игры — рамки, в пределах которых осуществляется свобода выбора. В противном случае личные интересы и цели персонала будут ориентированы на достижение разнонаправленных личных целей, и коллективное целеполагание будет невозможно.
__________________
8 При этом принимать низкий уровень производственных результатов невозможно — предприятие будет неконкурентоспособно (возможна угроза увольнения из-за банкротства).
9 В кооперативных предприятиях нет единого собственника поэтому они эффективны только в малых формах, в которых нет бюрократических органов управления.
__________________ Версия для печати
|
|