ООО "Корпоративные
системы
управления"

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований исследований 2006-2022 годов
(189)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(115)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022
(278)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение июль 2022

Построение эффективного предприятия. Институциональная модель

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

1.4. Институциональная модель предприятия

В реальном предприятии на его деятельность оказывает влияние:

  • Сформированный коллективом неформальный институт, направленный на достижение целей коллектива.
  • Формальный институт – формально предписанные участникам деятельности «правила игры» (включающие санкции за нарушения) направленные на достижение целей предприятия (в общем виде – на достижение целей индивидов, определяющих принципы и нормы формальной организации).
  • Несанкционированные действия отдельных индивидов и групп, отклоняющиеся как от норм неформального института, так и формального (такими индивидами могут быть и руководители, и даже собственник). И такие отклонения имеются всегда, поскольку полное соответствие между неформальным и формальным институтами практически невозможно. Выполнение нормы одного института может приводить к нарушению нормы другого. А «когда человек решает нарушить один из кодексов и делает это неоднократно, это приводит к разрушению данного кодекса, если он не является исключительно важным и не подпитывается за счет внешних воздействий» [12]. Несанкционироанные действия могут изменять институт. При этом не только в деструктивную сторону, но и в направлении повышения эффективности и коллектива, и предприятия.
  • Сами формальный и неформальный институты также находятся под влиянием целого ряда факторов, которые влияют на их изменение, на изменение институциональной матрицы и определяемого ею института:
  • Изменения формальной организации, проводимые руководством (в т.ч. и по инициативе снизу).
  • Личные интересы и культура участников деятельности.
  • Санкции со стороны коллектива и руководства.
  • И ряд других факторов.

Институциональная модель предприятия на базе институциональной матрицы и ее формального10 и неформального институтов приведена на рис. 1.

Рисунок 1. Институциональная модель предприятия на базе институциональной матрицы и факторы, определяющие ее изменение11

Как уже отмечалось в предыдущей статье, обратные связи здесь отличны от кибернетических положительных и отрицательных. Все они преломляются через личные интересы, культуру участников, проводимый ими мониторинг деятельности других сторон. И одна и та же связь может быть и положительной, и отрицательной, в зависимости от контекста. Эти связи идут по двум направлением – на достижение результатов предприятия, складывающихся из легальных результатов, и на достижение совокупных результатов персонала, складывающихся как сумма производственных легальных результатов коллектива, и несанкционированных результатов12. Такая двойственность и определяет проблемы предприятия.

Институциональная матрица определяет деятельность предприятия, как санкционированную, так и несанкционированную, и достигаемые им результаты. При этом как деятельность, так и результаты деятельности находятся под контролем как собственника и руководства, так и коллектива: «работодатели следят за работниками и аналогичным образом работники следят за работой работодателей» [35, p. 790]. И анализ деятельности руководства оказывает даже большее влияние на неформальный институт, чем разработанные руководством формальные правила – влияет то, как они реально исполняются самим руководством [29, 36]. И при отклонениях на нарушителей накладываются санкции, определяемые институтом. И не только санкции руководства на подчиненных, а даже на санкции рядового персонала на руководство и собственника.

В целом, наше «поведение в разной степени формируется формальными правилами, неформальными ограничениями и уровнем принуждения» [37, с. 104]. А «сложное взаимодействие формальных правил и неформальных ограничений, наряду с механизмами принуждения к их исполнению, формируют нашу обычную жизнь и направляют нас в тех повседневных (само это слово вызывает в сознании представления об институциональной стабильности) делах, которыми наполнена наша жизнь» [33, 108].
На рис. 1 отправной точкой института предприятия является собственник, Формирующий ключевые положения деятельности предприятия и, совместно с руководством предприятия, формальную организацию. Однако практически «институты не обязательно – и даже далеко не всегда – создаются для того, чтобы быть социально эффективными; институты или, по крайней мере, формальные правила, создаются скорее для того, чтобы служить интересам тех, кто занимает позиции, позволяющие влиять на формирование новых правил» [33, с. 33]. Если влияние собственника невелико то институт определяется топ-менеджерами и служит их личным интересам, а не интересам предприятия и собственника: «более влиятельные участники экономической деятельности имеют больше возможностей, чем менее влиятельные, изменить формальные правила, скорректировать неформальные правила и убедить менее влиятельных участников в правоте новых идей/верований и правомерности новых правил. В этом смысле можно сказать, что социально-экономическая реальность субъективна» [38, с. 39]. Ключевые положения собственника слабеют, соответствующие линии от собственника на рис. 1 исчезают, – топ-менеджеры захватывают всю полноту власти в предприятии. Собственник становится просто инвестором и не распоряжается ни предприятием, ни результатами его деятельности.

_______________
10 Система оплаты труда и мотивации входит в формальную организацию, но она имеет особое значение и выделена особо.
11 Разработан авторами.
12 Результаты человека, как санкционированные, так и несанкцинированные, – это не только материальные, но и нематериальные, и повышение квалификации, и свободное время. При этом несанкционированное свободное время может использоваться не только для досуга, а и для несанкционированной деятельности с использованием ресурсов предприятия и в личных целях, и в интересах третьих лиц за соответствующее вознаграждение уже от них. Может даже несанкционированно производиться и реализовываться продукция предприятия.

1.3. Институт предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> 2. Создание эффективного предприятия

 


__________________
Версия для печати




Наши новые статьи

31.01.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

11.11.2022 Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Девять месяцев назад мы опубликовали наше исследование "Гайд по организации и управлению предприятием". А сейчас публикуем новое исследование, отличающееся ... далее

09.07.2022 Структурное подразделение как базовая основа предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206
Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия в научном плане подняты еще Ф. Тейлором более 100 лет назад, но до настоящего времени в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2023