О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
31.08.2020

Построение эффективного предприятия. Институциональная модель

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

1.4. Институциональная модель предприятия

В реальном предприятии на его деятельность оказывает влияние:

  • Сформированный коллективом неформальный институт, направленный на достижение целей коллектива.
  • Формальный институт – формально предписанные участникам деятельности «правила игры» (включающие санкции за нарушения) направленные на достижение целей предприятия (в общем виде – на достижение целей индивидов, определяющих принципы и нормы формальной организации).
  • Несанкционированные действия отдельных индивидов и групп, отклоняющиеся как от норм неформального института, так и формального (такими индивидами могут быть и руководители, и даже собственник). И такие отклонения имеются всегда, поскольку полное соответствие между неформальным и формальным институтами практически невозможно. Выполнение нормы одного института может приводить к нарушению нормы другого. А «когда человек решает нарушить один из кодексов и делает это неоднократно, это приводит к разрушению данного кодекса, если он не является исключительно важным и не подпитывается за счет внешних воздействий» [12]. Несанкционироанные действия могут изменять институт. При этом не только в деструктивную сторону, но и в направлении повышения эффективности и коллектива, и предприятия.
  • Сами формальный и неформальный институты также находятся под влиянием целого ряда факторов, которые влияют на их изменение, на изменение институциональной матрицы и определяемого ею института:
  • Изменения формальной организации, проводимые руководством (в т.ч. и по инициативе снизу).
  • Личные интересы и культура участников деятельности.
  • Санкции со стороны коллектива и руководства.
  • И ряд других факторов.

Институциональная модель предприятия на базе институциональной матрицы и ее формального10 и неформального институтов приведена на рис. 1.

Рисунок 1. Институциональная модель предприятия на базе институциональной матрицы и факторы, определяющие ее изменение11

Как уже отмечалось в предыдущей статье, обратные связи здесь отличны от кибернетических положительных и отрицательных. Все они преломляются через личные интересы, культуру участников, проводимый ими мониторинг деятельности других сторон. И одна и та же связь может быть и положительной, и отрицательной, в зависимости от контекста. Эти связи идут по двум направлением – на достижение результатов предприятия, складывающихся из легальных результатов, и на достижение совокупных результатов персонала, складывающихся как сумма производственных легальных результатов коллектива, и несанкционированных результатов12. Такая двойственность и определяет проблемы предприятия.

Институциональная матрица определяет деятельность предприятия, как санкционированную, так и несанкционированную, и достигаемые им результаты. При этом как деятельность, так и результаты деятельности находятся под контролем как собственника и руководства, так и коллектива: «работодатели следят за работниками и аналогичным образом работники следят за работой работодателей» [35, p. 790]. И анализ деятельности руководства оказывает даже большее влияние на неформальный институт, чем разработанные руководством формальные правила – влияет то, как они реально исполняются самим руководством [29, 36]. И при отклонениях на нарушителей накладываются санкции, определяемые институтом. И не только санкции руководства на подчиненных, а даже на санкции рядового персонала на руководство и собственника.

В целом, наше «поведение в разной степени формируется формальными правилами, неформальными ограничениями и уровнем принуждения» [37, с. 104]. А «сложное взаимодействие формальных правил и неформальных ограничений, наряду с механизмами принуждения к их исполнению, формируют нашу обычную жизнь и направляют нас в тех повседневных (само это слово вызывает в сознании представления об институциональной стабильности) делах, которыми наполнена наша жизнь» [33, 108].
На рис. 1 отправной точкой института предприятия является собственник, Формирующий ключевые положения деятельности предприятия и, совместно с руководством предприятия, формальную организацию. Однако практически «институты не обязательно – и даже далеко не всегда – создаются для того, чтобы быть социально эффективными; институты или, по крайней мере, формальные правила, создаются скорее для того, чтобы служить интересам тех, кто занимает позиции, позволяющие влиять на формирование новых правил» [33, с. 33]. Если влияние собственника невелико то институт определяется топ-менеджерами и служит их личным интересам, а не интересам предприятия и собственника: «более влиятельные участники экономической деятельности имеют больше возможностей, чем менее влиятельные, изменить формальные правила, скорректировать неформальные правила и убедить менее влиятельных участников в правоте новых идей/верований и правомерности новых правил. В этом смысле можно сказать, что социально-экономическая реальность субъективна» [38, с. 39]. Ключевые положения собственника слабеют, соответствующие линии от собственника на рис. 1 исчезают, – топ-менеджеры захватывают всю полноту власти в предприятии. Собственник становится просто инвестором и не распоряжается ни предприятием, ни результатами его деятельности.

_______________
10 Система оплаты труда и мотивации входит в формальную организацию, но она имеет особое значение и выделена особо.
11 Разработан авторами.
12 Результаты человека, как санкционированные, так и несанкцинированные, – это не только материальные, но и нематериальные, и повышение квалификации, и свободное время. При этом несанкционированное свободное время может использоваться не только для досуга, а и для несанкционированной деятельности с использованием ресурсов предприятия и в личных целях, и в интересах третьих лиц за соответствующее вознаграждение уже от них. Может даже несанкционированно производиться и реализовываться продукция предприятия.

1.3. Институт предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> 2. Создание эффективного предприятия

 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Построение эффективного предприятия"

04.04.2021 9:59  Петр

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

04.04.2021 11:19  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Если говорить о главном и основополагающем условии эффективности предприятия - это эффективный собственник сформировавший и внедривший в деятельность предприятия эффективные ценности, нормы и принципы деятельности. Второй фактор - это эффективный руководитель.
Если же говорить об основополагающих ценностях, нормах и принципах деятельности, то это общность интересов собственника и всего коллектива предприятия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Построение эффективного предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (159)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (116)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (577)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021