О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
31.08.2020

Построение эффективного предприятия. Институциональная модель

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

1.4. Институциональная модель предприятия

В реальном предприятии на его деятельность оказывает влияние:

  • Сформированный коллективом неформальный институт, направленный на достижение целей коллектива.
  • Формальный институт – формально предписанные участникам деятельности «правила игры» (включающие санкции за нарушения) направленные на достижение целей предприятия (в общем виде – на достижение целей индивидов, определяющих принципы и нормы формальной организации).
  • Несанкционированные действия отдельных индивидов и групп, отклоняющиеся как от норм неформального института, так и формального (такими индивидами могут быть и руководители, и даже собственник). И такие отклонения имеются всегда, поскольку полное соответствие между неформальным и формальным институтами практически невозможно. Выполнение нормы одного института может приводить к нарушению нормы другого. А «когда человек решает нарушить один из кодексов и делает это неоднократно, это приводит к разрушению данного кодекса, если он не является исключительно важным и не подпитывается за счет внешних воздействий» [12]. Несанкционироанные действия могут изменять институт. При этом не только в деструктивную сторону, но и в направлении повышения эффективности и коллектива, и предприятия.
  • Сами формальный и неформальный институты также находятся под влиянием целого ряда факторов, которые влияют на их изменение, на изменение институциональной матрицы и определяемого ею института:
  • Изменения формальной организации, проводимые руководством (в т.ч. и по инициативе снизу).
  • Личные интересы и культура участников деятельности.
  • Санкции со стороны коллектива и руководства.
  • И ряд других факторов.

Институциональная модель предприятия на базе институциональной матрицы и ее формального10 и неформального институтов приведена на рис. 1.

Рисунок 1. Институциональная модель предприятия на базе институциональной матрицы и факторы, определяющие ее изменение11

Как уже отмечалось в предыдущей статье, обратные связи здесь отличны от кибернетических положительных и отрицательных. Все они преломляются через личные интересы, культуру участников, проводимый ими мониторинг деятельности других сторон. И одна и та же связь может быть и положительной, и отрицательной, в зависимости от контекста. Эти связи идут по двум направлением – на достижение результатов предприятия, складывающихся из легальных результатов, и на достижение совокупных результатов персонала, складывающихся как сумма производственных легальных результатов коллектива, и несанкционированных результатов12. Такая двойственность и определяет проблемы предприятия.

Институциональная матрица определяет деятельность предприятия, как санкционированную, так и несанкционированную, и достигаемые им результаты. При этом как деятельность, так и результаты деятельности находятся под контролем как собственника и руководства, так и коллектива: «работодатели следят за работниками и аналогичным образом работники следят за работой работодателей» [35, p. 790]. И анализ деятельности руководства оказывает даже большее влияние на неформальный институт, чем разработанные руководством формальные правила – влияет то, как они реально исполняются самим руководством [29, 36]. И при отклонениях на нарушителей накладываются санкции, определяемые институтом. И не только санкции руководства на подчиненных, а даже на санкции рядового персонала на руководство и собственника.

В целом, наше «поведение в разной степени формируется формальными правилами, неформальными ограничениями и уровнем принуждения» [37, с. 104]. А «сложное взаимодействие формальных правил и неформальных ограничений, наряду с механизмами принуждения к их исполнению, формируют нашу обычную жизнь и направляют нас в тех повседневных (само это слово вызывает в сознании представления об институциональной стабильности) делах, которыми наполнена наша жизнь» [33, 108].
На рис. 1 отправной точкой института предприятия является собственник, Формирующий ключевые положения деятельности предприятия и, совместно с руководством предприятия, формальную организацию. Однако практически «институты не обязательно – и даже далеко не всегда – создаются для того, чтобы быть социально эффективными; институты или, по крайней мере, формальные правила, создаются скорее для того, чтобы служить интересам тех, кто занимает позиции, позволяющие влиять на формирование новых правил» [33, с. 33]. Если влияние собственника невелико то институт определяется топ-менеджерами и служит их личным интересам, а не интересам предприятия и собственника: «более влиятельные участники экономической деятельности имеют больше возможностей, чем менее влиятельные, изменить формальные правила, скорректировать неформальные правила и убедить менее влиятельных участников в правоте новых идей/верований и правомерности новых правил. В этом смысле можно сказать, что социально-экономическая реальность субъективна» [38, с. 39]. Ключевые положения собственника слабеют, соответствующие линии от собственника на рис. 1 исчезают, – топ-менеджеры захватывают всю полноту власти в предприятии. Собственник становится просто инвестором и не распоряжается ни предприятием, ни результатами его деятельности.

_______________
10 Система оплаты труда и мотивации входит в формальную организацию, но она имеет особое значение и выделена особо.
11 Разработан авторами.
12 Результаты человека, как санкционированные, так и несанкцинированные, – это не только материальные, но и нематериальные, и повышение квалификации, и свободное время. При этом несанкционированное свободное время может использоваться не только для досуга, а и для несанкционированной деятельности с использованием ресурсов предприятия и в личных целях, и в интересах третьих лиц за соответствующее вознаграждение уже от них. Может даже несанкционированно производиться и реализовываться продукция предприятия.

1.3. Институт предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> 2. Создание эффективного предприятия

 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Построение эффективного предприятия"

04.04.2021 9:59  Петр

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

04.04.2021 11:19  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Если говорить о главном и основополагающем условии эффективности предприятия - это эффективный собственник сформировавший и внедривший в деятельность предприятия эффективные ценности, нормы и принципы деятельности. Второй фактор - это эффективный руководитель.
Если же говорить об основополагающих ценностях, нормах и принципах деятельности, то это общность интересов собственника и всего коллектива предприятия.

08.10.2021 19:51  NIC

Как построить систему управления предприятием?

08.10.2021 22:03  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

К сожалению, вопрос о построении системы управления предприятием не имеет решения:

Цитата:
«Говорить об управлении, руководстве или назначении работников для выполнения различных задач - это обманчивый способ отметить, что работодатель постоянно участвует в пересмотре контрактов на условиях, которые должны быть приемлемыми для обеих сторон» [Alchian A.A., Demsetz H. 1972. Production, Information Costs, and Economic Organization. The American Economic Review. 62 (5): 777–795. P. 777].

Так еще Фредерик Тейлор писал, что,

Цитата:
«завод в действительности управляется не администрацией, а самими рабочими» [Тейлор, 1991]

Отмечали это и Макс Вебер, и Честер Баранд, и др. На наш взгляд, механизм «управления» предприятием лучше всего показал Честер Баранд в своей книге «Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации.». Он показал, что руководитель и подчиненные формируют «зону безразличия», или «зону принятия», в рамкахкоторой выполняются задания и распоряжения руководителя. И не выполняются при их выходе за рамки этой зоны. Руководитель управляет конкретными заданиями и распоряжениями, а подчиненными - объемом и содержанием получаемых заданий и распоряжений. Этот механизм подтвердил далее и лауреат Нобелевской премии по экономике Герберт Саймон [Simon H.A. 1991. Organizations and Markets // Journal of Economic Perspectives, Vol 5. No. 2. p. 25-44]. Соответственно механизм предприятия должнн строиться так, чтобы подчиненные наиболее полно выполняли задания и распоряжения руководителя. Решение этого вопроса Вы можете найти в наших статьях уже 2021 года.





Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Построение эффективного предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
(106)Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности. Октябрь 2021
(163)Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности. Июль 2021
(194)Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия. Май 2021

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.12.2021 Единственно правильная модель проведения организационных изменений
Проведение организационных изменений - это основная проблема, возникающая при проектах повышения эффективности и развития предприятия. Зачастую это и ... далее

15.11.2021 Мотивация к следованию бизнес-процессам
Если внедряемая система бизнес-процессов не будет поддерживаться соответствующими стимулами и мотивами, то ее положения и не будут исполняться персоналом. ... далее

12.11.2021 Институты, бизнес-процессы и ИТ-проекты
Внедрение системы бизнес-процессов — это не просто введение формальной системы бизнес-процессов — это зачастую непредсказуемые институциональные изменения ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021