О компании | Миссия компании | Наши услуги | Цены | Проекты | Контакты
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
31.08.2020

Построение эффективного предприятия. Создание эффективного предприятия

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

2. Создание эффективного предприятия
2.1. Предпосылки создания эффективного предприятия

Как показал Виктор Франкл «человеческое бытие всегда ориентировано вовне <…> на смысл, который необходимо осуществить». В осуществлении этого смысла человек осуществляет сам себя, и чем в большей степени, «тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания» [39, с. 29-30]. Смысл человека заключается в том, чтобы выйти за свои рамки, найти и реализовать свою цель – расширить свой мир [39]. Если собственник видит смысл своего предприятия только в прибыли, личном престиже, то его предприятие просто лишено смысла. И оно будет неэффективными даже в экономическом плане. Только тот, кто видит смысл в создании предприятия, развивающего общество, и может создать эффективное предприятие.

Тогда и появится прибыль, появится для дальнейшего развития и предприятия, и общества.
Дуглас Норт отмечал, что эффективность предприятия (трансакционные и трансформационные издержки) определяются формируемыми институтами наряду с применяемыми технологиями [33, с. 53]. Однако можно отметить, что все технологии, так же, как и средства производства, и эффективность их применения, определяются персоналом13, и технологии являются производными от института и вторичными. «Институты – это “правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» [33]. Это ограничительные рамки, сужающие область деятельности будущего предприятия. С позиции собственника, сужающие так, чтобы выбранные направления позволяли бы ему не распыляться, а максимально на них сосредоточиться, держать в руках бразды правления, и развивать свое предприятие. При этом область деятельности должна определяться как пересечение следующих областей:

  1. Обеспечивать долговременный спрос на продукцию предприятия.
  2. Требовать для вхождения в бизнес капитал, имеющийся в распоряжении собственника.
  3. Быть интересна собственнику, быть той, в которой он желал бы развиваться.
  4. Должна соответствовать максимуму компетенций собственника.
  5. Должна, после построения и становления предприятия, давать собственнику требуемый ему результат.

Первый пункт понятен. Второй пункт исключит все области, требующие большого начального капитала. В принципе эту область можно расширить, взяв кредит или войдя в кооперацию с партнерами. Однако для того, чтобы брать кредит, необходима полная уверенность в его возврате. Если же брать партнеров (соучредителей) то, во-первых, надо их отлично знать («пуд соли с ними съесть») и быть полностью уверенным в них. Однако даже в этом случае, если не будет доминирующего собственника с 51% акций, группа собственников подвержена попаданию в институциональные ловушки14, описанные в статье [1]. Обычно в начале кооперация идет успешно, но, когда появляются большие деньги, есть что делить (и есть асимметрия информации и остаточные права контроля активов), начинаются проблемы попадания в ловушки, которые могут закончиться ликвидацией или разделом предприятия. Третий пункт также понятен. Четвертый пункт говорит о том, что что собственник должен иметь полноту информации о деятельности своего предприятия. В противном случае власть в его предприятии захватят более компетентные управляющие, которые, как отмечал еще Адам Смит [40], сами буду решать какие дивиденды давать собственнику. Как правило, не больше кредитной ставки. Остальное, пользуясь неизбежной в этом случае асимметрией информации, присваивать. Пятый пункт также понятен.

Критерием правильности выбора должно быть четкое видение:

  1. Потребителя, необходимой ему продукции и ее потребительских свойств.
  2. Предприятия (института и технологий), производящего и реализующего эту продукцию успешнее конкурентов.
  3. Персонала (в первую очередь топ-менеджеров), их компетенций, личностных характеристик, потребностей. Персонала, который выявит потребности потребителя, обеспечит создание, производство и реализацию необходимой потребителю продукции.

Далее собственник должен сформулировать смысл своего бизнеса, основные его идеи:

  1. Первая основная идея – чем конкретная продукция его предприятия будет отличаться от продукции других. И почему потребители будут приобретать продукцию именно его предприятия.
  2. Вторая основная идея – чем конкретные условия и результаты деятельности персонала в его предприятии будут отличаться от других. И почему соискатели будут предпочитать именно его предприятие. И почему индивиды, которыми движут сугубо корыстные устремления, которые готовы добиваться своих личных целей любой ценой – будут сторониться его предприятия.

Первый пункт можно назвать основным. Ведь появление еще одного аналогичного никому неизвестного предприятия с аналогичной продукцией вряд ли привлечет внимание потребителей. Вряд ли они просто так откажутся от известных и проверенных ими брендов в пользу вашего предприятия.

А второй пункт – это пункт, без которого просто невозможна реализация первого. Предприятие, для производства конкурентоспособной продукции должно иметь и конкурентоспособный коллектив. Не просто отдельных руководителей, специалистов, рядовых сотрудников с их разнонаправленными личными интересами и целями, а сплоченный на удовлетворение потребностей потребителя (даже не предприятия) коллектив.
Далее необходимо рассмотреть и вопрос об общих (не профессиональных) компетенциях собственника. Он даже самый первый, но мы при рассмотрении специально поставили на второе место.

  1. Знание и понимание людей.
  2. Умение работать с людьми, особенно в команде.
  3. Иметь не только высокие профессиональные качества, но и нравственные. Вызывать у людей доверие, самому доверять людям.

Только рассмотрев поставленные вопросы и убедившись для себя, что все они решены, а результаты четко сформулированы, можно начинать построение своего предприятия с четким пониманием того, что оно будет эффективным и успешным. Если же собственник не будет принимать определяющего участия в техническом руководстве предприятием и в определении его общей политики «фирма выходит из-под контроля ее первоначальных основателей, контроль над ней сосредоточивается преимущественно в руках ее "директоров"» [13, с. 1003], а основатели могут жить лишь «довольствуясь получением такого полугодового или годового дивиденда, какой директора сочтут нужным выдать им» [40, с. 691]. Если собственник «обладая малыми способностями, распоряжается крупным капиталом, вскоре теряет его <…> чем больше предприятие, тем быстрее он приведет его к краху» [13, с. 1027]. Если же владелец капитала обладает общими бизнес-компетенциями, а не практическими техническими и организационными, то ему будет выгоднее не создавать свое предприятие, а вкладывать свои капиталы в высокодоходные предприятия развивающихся отраслей – быть инвестором. И его бизнес тогда будет определяться выбором этих отраслей и конкретных предприятий, а не выбором топ-менеджеров и развитием продукции, технологий и институтов.
__________
13 Собственник в силах только определять основные направления – и это его прерогатива.
14 В естественной группе собственников (учредителей, акционеров) нормы и принципы деятельности, тем более санкции за их нарушение, как правило не формализуются, а власть в отсутствии доминирующего собственника, не работает. Поэтому попадание группы собственников в институциональные ловушки достаточно вероятно.

1.4. Институциональная модель предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> 2.2. Создание эффективного предприятия – это создание института направленного на достижение целей предприятия

 


__________________
Версия для печати


Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Построение эффективного предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст


В связи с тяжелой ситуацией в стране цены наших консалтинговых услуг с 26 марта 2020 года снижены на 40% по отношению к прайс-листу. Введены удаленное консультирование и удаленная разработка организационной документации.

Последние новости

07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»
02.04.2019
Создание системы ключевых положений деятельности компании "МАСЛ ФЕКТОРИ"



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Можете ли Вы подсказать, кто из авторов утверждал, что главные проблемы современного менеджмента - это количественные цели, что они особенно опасны.


15.09.2020 20:05   Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.   Статья: Целеполагание — основа современного менеджмента

Это Эдвардс Деминг, в своей книге “Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами” он писал: "Откажитесь от управления, ориентирующегося на цифры, на количественные показатели"; "Исключите управление по целям. Перестаньте управлять по числам и количественным результатам. Замените его лидерством"; "Работа менеджмента – заменять количественные задания, нормы, компетентным и разумным лидерством"; "Менеджмент, основанный только на известных количественных критериях" - это "смертельная болезнь".



Наши новые статьи

31.08.2020 Построение эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №9
Предлагаемая статья является завершающей статьей одноименной серии 3-х статей "Построение эффективного предприятия". В статье показано, что предприятие ... далее

01.06.2020 Эффективность предприятия как эффективность входящих в него малых рабочих и организационных групп Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" 2020, №6
В первой нашей статье «Рыночное предприятие: возникновение, организация и институты, эффективность» было показано что предприятие – это связная иерархическая ... далее

28.04.2020 Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 2020. №2.
Статья "Рыночное предприятие: возникновение, организация и институт" открывает серию 3-х статей "Практическое построение эффективного предприятия". Первая ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2020