О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Два научно обоснованных практических пути повышения эффективности
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
31.08.2020

Построение эффективного предприятия. Создание эффективного предприятия

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

2. Создание эффективного предприятия
2.1. Предпосылки создания эффективного предприятия

Как показал Виктор Франкл «человеческое бытие всегда ориентировано вовне <…> на смысл, который необходимо осуществить». В осуществлении этого смысла человек осуществляет сам себя, и чем в большей степени, «тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания» [39, с. 29-30]. Смысл человека заключается в том, чтобы выйти за свои рамки, найти и реализовать свою цель – расширить свой мир [39]. Если собственник видит смысл своего предприятия только в прибыли, личном престиже, то его предприятие просто лишено смысла. И оно будет неэффективными даже в экономическом плане. Только тот, кто видит смысл в создании предприятия, развивающего общество, и может создать эффективное предприятие.

Тогда и появится прибыль, появится для дальнейшего развития и предприятия, и общества.
Дуглас Норт отмечал, что эффективность предприятия (трансакционные и трансформационные издержки) определяются формируемыми институтами наряду с применяемыми технологиями [33, с. 53]. Однако можно отметить, что все технологии, так же, как и средства производства, и эффективность их применения, определяются персоналом13, и технологии являются производными от института и вторичными. «Институты – это “правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» [33]. Это ограничительные рамки, сужающие область деятельности будущего предприятия. С позиции собственника, сужающие так, чтобы выбранные направления позволяли бы ему не распыляться, а максимально на них сосредоточиться, держать в руках бразды правления, и развивать свое предприятие. При этом область деятельности должна определяться как пересечение следующих областей:

  1. Обеспечивать долговременный спрос на продукцию предприятия.
  2. Требовать для вхождения в бизнес капитал, имеющийся в распоряжении собственника.
  3. Быть интересна собственнику, быть той, в которой он желал бы развиваться.
  4. Должна соответствовать максимуму компетенций собственника.
  5. Должна, после построения и становления предприятия, давать собственнику требуемый ему результат.

Первый пункт понятен. Второй пункт исключит все области, требующие большого начального капитала. В принципе эту область можно расширить, взяв кредит или войдя в кооперацию с партнерами. Однако для того, чтобы брать кредит, необходима полная уверенность в его возврате. Если же брать партнеров (соучредителей) то, во-первых, надо их отлично знать («пуд соли с ними съесть») и быть полностью уверенным в них. Однако даже в этом случае, если не будет доминирующего собственника с 51% акций, группа собственников подвержена попаданию в институциональные ловушки14, описанные в статье [1]. Обычно в начале кооперация идет успешно, но, когда появляются большие деньги, есть что делить (и есть асимметрия информации и остаточные права контроля активов), начинаются проблемы попадания в ловушки, которые могут закончиться ликвидацией или разделом предприятия. Третий пункт также понятен. Четвертый пункт говорит о том, что что собственник должен иметь полноту информации о деятельности своего предприятия. В противном случае власть в его предприятии захватят более компетентные управляющие, которые, как отмечал еще Адам Смит [40], сами буду решать какие дивиденды давать собственнику. Как правило, не больше кредитной ставки. Остальное, пользуясь неизбежной в этом случае асимметрией информации, присваивать. Пятый пункт также понятен.

Критерием правильности выбора должно быть четкое видение:

  1. Потребителя, необходимой ему продукции и ее потребительских свойств.
  2. Предприятия (института и технологий), производящего и реализующего эту продукцию успешнее конкурентов.
  3. Персонала (в первую очередь топ-менеджеров), их компетенций, личностных характеристик, потребностей. Персонала, который выявит потребности потребителя, обеспечит создание, производство и реализацию необходимой потребителю продукции.

Далее собственник должен сформулировать смысл своего бизнеса, основные его идеи:

  1. Первая основная идея – чем конкретная продукция его предприятия будет отличаться от продукции других. И почему потребители будут приобретать продукцию именно его предприятия.
  2. Вторая основная идея – чем конкретные условия и результаты деятельности персонала в его предприятии будут отличаться от других. И почему соискатели будут предпочитать именно его предприятие. И почему индивиды, которыми движут сугубо корыстные устремления, которые готовы добиваться своих личных целей любой ценой – будут сторониться его предприятия.

Первый пункт можно назвать основным. Ведь появление еще одного аналогичного никому неизвестного предприятия с аналогичной продукцией вряд ли привлечет внимание потребителей. Вряд ли они просто так откажутся от известных и проверенных ими брендов в пользу вашего предприятия.

А второй пункт – это пункт, без которого просто невозможна реализация первого. Предприятие, для производства конкурентоспособной продукции должно иметь и конкурентоспособный коллектив. Не просто отдельных руководителей, специалистов, рядовых сотрудников с их разнонаправленными личными интересами и целями, а сплоченный на удовлетворение потребностей потребителя (даже не предприятия) коллектив.
Далее необходимо рассмотреть и вопрос об общих (не профессиональных) компетенциях собственника. Он даже самый первый, но мы при рассмотрении специально поставили на второе место.

  1. Знание и понимание людей.
  2. Умение работать с людьми, особенно в команде.
  3. Иметь не только высокие профессиональные качества, но и нравственные. Вызывать у людей доверие, самому доверять людям.

Только рассмотрев поставленные вопросы и убедившись для себя, что все они решены, а результаты четко сформулированы, можно начинать построение своего предприятия с четким пониманием того, что оно будет эффективным и успешным. Если же собственник не будет принимать определяющего участия в техническом руководстве предприятием и в определении его общей политики «фирма выходит из-под контроля ее первоначальных основателей, контроль над ней сосредоточивается преимущественно в руках ее "директоров"» [13, с. 1003], а основатели могут жить лишь «довольствуясь получением такого полугодового или годового дивиденда, какой директора сочтут нужным выдать им» [40, с. 691]. Если собственник «обладая малыми способностями, распоряжается крупным капиталом, вскоре теряет его <…> чем больше предприятие, тем быстрее он приведет его к краху» [13, с. 1027]. Если же владелец капитала обладает общими бизнес-компетенциями, а не практическими техническими и организационными, то ему будет выгоднее не создавать свое предприятие, а вкладывать свои капиталы в высокодоходные предприятия развивающихся отраслей – быть инвестором. И его бизнес тогда будет определяться выбором этих отраслей и конкретных предприятий, а не выбором топ-менеджеров и развитием продукции, технологий и институтов.
__________
13 Собственник в силах только определять основные направления – и это его прерогатива.
14 В естественной группе собственников (учредителей, акционеров) нормы и принципы деятельности, тем более санкции за их нарушение, как правило не формализуются, а власть в отсутствии доминирующего собственника, не работает. Поэтому попадание группы собственников в институциональные ловушки достаточно вероятно.

1.4. Институциональная модель предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> 2.2. Создание эффективного предприятия – это создание института направленного на достижение целей предприятия

 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Построение эффективного предприятия"

04.04.2021 9:59  Петр

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

04.04.2021 11:19  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Если говорить о главном и основополагающем условии эффективности предприятия - это эффективный собственник сформировавший и внедривший в деятельность предприятия эффективные ценности, нормы и принципы деятельности. Второй фактор - это эффективный руководитель.
Если же говорить об основополагающих ценностях, нормах и принципах деятельности, то это общность интересов собственника и всего коллектива предприятия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Построение эффективного предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Два единственных метода повышения эффективности
Скачать статью (ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 53, 71 с.)
Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

23.03.2021 Разработка регламентов предприятия
Организационная документация и регламенты предприятия. Разработка регламентов предприятия ... далее

12.02.2021 Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия»
Корпоративный семинар «Два единственных пути повышения эффективности деятельности предприятия — практическая методика и предвидимые результаты» ... далее

19.01.2021 Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация Деп. ВИНИТИ РАН 12.01.2021, № 3 - В2021, 71 с.
В связи с большим отставанием эффективности наших предприятий от предприятий развитых стран и все более обостряющейся международной конкуренцией, проблема ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021