О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Финансовые гарантии качества и результата в наших договорах
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Разработка организационной документации: оргструктуры, положений, инструкций, правил, регламентов бизнес-процессов

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
31.08.2020

Построение эффективного предприятия. Создание эффективного предприятия

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

2. Создание эффективного предприятия
2.1. Предпосылки создания эффективного предприятия

Как показал Виктор Франкл «человеческое бытие всегда ориентировано вовне <…> на смысл, который необходимо осуществить». В осуществлении этого смысла человек осуществляет сам себя, и чем в большей степени, «тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания» [39, с. 29-30]. Смысл человека заключается в том, чтобы выйти за свои рамки, найти и реализовать свою цель – расширить свой мир [39]. Если собственник видит смысл своего предприятия только в прибыли, личном престиже, то его предприятие просто лишено смысла. И оно будет неэффективными даже в экономическом плане. Только тот, кто видит смысл в создании предприятия, развивающего общество, и может создать эффективное предприятие.

Тогда и появится прибыль, появится для дальнейшего развития и предприятия, и общества.
Дуглас Норт отмечал, что эффективность предприятия (трансакционные и трансформационные издержки) определяются формируемыми институтами наряду с применяемыми технологиями [33, с. 53]. Однако можно отметить, что все технологии, так же, как и средства производства, и эффективность их применения, определяются персоналом13, и технологии являются производными от института и вторичными. «Институты – это “правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» [33]. Это ограничительные рамки, сужающие область деятельности будущего предприятия. С позиции собственника, сужающие так, чтобы выбранные направления позволяли бы ему не распыляться, а максимально на них сосредоточиться, держать в руках бразды правления, и развивать свое предприятие. При этом область деятельности должна определяться как пересечение следующих областей:

  1. Обеспечивать долговременный спрос на продукцию предприятия.
  2. Требовать для вхождения в бизнес капитал, имеющийся в распоряжении собственника.
  3. Быть интересна собственнику, быть той, в которой он желал бы развиваться.
  4. Должна соответствовать максимуму компетенций собственника.
  5. Должна, после построения и становления предприятия, давать собственнику требуемый ему результат.

Первый пункт понятен. Второй пункт исключит все области, требующие большого начального капитала. В принципе эту область можно расширить, взяв кредит или войдя в кооперацию с партнерами. Однако для того, чтобы брать кредит, необходима полная уверенность в его возврате. Если же брать партнеров (соучредителей) то, во-первых, надо их отлично знать («пуд соли с ними съесть») и быть полностью уверенным в них. Однако даже в этом случае, если не будет доминирующего собственника с 51% акций, группа собственников подвержена попаданию в институциональные ловушки14, описанные в статье [1]. Обычно в начале кооперация идет успешно, но, когда появляются большие деньги, есть что делить (и есть асимметрия информации и остаточные права контроля активов), начинаются проблемы попадания в ловушки, которые могут закончиться ликвидацией или разделом предприятия. Третий пункт также понятен. Четвертый пункт говорит о том, что что собственник должен иметь полноту информации о деятельности своего предприятия. В противном случае власть в его предприятии захватят более компетентные управляющие, которые, как отмечал еще Адам Смит [40], сами буду решать какие дивиденды давать собственнику. Как правило, не больше кредитной ставки. Остальное, пользуясь неизбежной в этом случае асимметрией информации, присваивать. Пятый пункт также понятен.

Критерием правильности выбора должно быть четкое видение:

  1. Потребителя, необходимой ему продукции и ее потребительских свойств.
  2. Предприятия (института и технологий), производящего и реализующего эту продукцию успешнее конкурентов.
  3. Персонала (в первую очередь топ-менеджеров), их компетенций, личностных характеристик, потребностей. Персонала, который выявит потребности потребителя, обеспечит создание, производство и реализацию необходимой потребителю продукции.

Далее собственник должен сформулировать смысл своего бизнеса, основные его идеи:

  1. Первая основная идея – чем конкретная продукция его предприятия будет отличаться от продукции других. И почему потребители будут приобретать продукцию именно его предприятия.
  2. Вторая основная идея – чем конкретные условия и результаты деятельности персонала в его предприятии будут отличаться от других. И почему соискатели будут предпочитать именно его предприятие. И почему индивиды, которыми движут сугубо корыстные устремления, которые готовы добиваться своих личных целей любой ценой – будут сторониться его предприятия.

Первый пункт можно назвать основным. Ведь появление еще одного аналогичного никому неизвестного предприятия с аналогичной продукцией вряд ли привлечет внимание потребителей. Вряд ли они просто так откажутся от известных и проверенных ими брендов в пользу вашего предприятия.

А второй пункт – это пункт, без которого просто невозможна реализация первого. Предприятие, для производства конкурентоспособной продукции должно иметь и конкурентоспособный коллектив. Не просто отдельных руководителей, специалистов, рядовых сотрудников с их разнонаправленными личными интересами и целями, а сплоченный на удовлетворение потребностей потребителя (даже не предприятия) коллектив.
Далее необходимо рассмотреть и вопрос об общих (не профессиональных) компетенциях собственника. Он даже самый первый, но мы при рассмотрении специально поставили на второе место.

  1. Знание и понимание людей.
  2. Умение работать с людьми, особенно в команде.
  3. Иметь не только высокие профессиональные качества, но и нравственные. Вызывать у людей доверие, самому доверять людям.

Только рассмотрев поставленные вопросы и убедившись для себя, что все они решены, а результаты четко сформулированы, можно начинать построение своего предприятия с четким пониманием того, что оно будет эффективным и успешным. Если же собственник не будет принимать определяющего участия в техническом руководстве предприятием и в определении его общей политики «фирма выходит из-под контроля ее первоначальных основателей, контроль над ней сосредоточивается преимущественно в руках ее "директоров"» [13, с. 1003], а основатели могут жить лишь «довольствуясь получением такого полугодового или годового дивиденда, какой директора сочтут нужным выдать им» [40, с. 691]. Если собственник «обладая малыми способностями, распоряжается крупным капиталом, вскоре теряет его <…> чем больше предприятие, тем быстрее он приведет его к краху» [13, с. 1027]. Если же владелец капитала обладает общими бизнес-компетенциями, а не практическими техническими и организационными, то ему будет выгоднее не создавать свое предприятие, а вкладывать свои капиталы в высокодоходные предприятия развивающихся отраслей – быть инвестором. И его бизнес тогда будет определяться выбором этих отраслей и конкретных предприятий, а не выбором топ-менеджеров и развитием продукции, технологий и институтов.
__________
13 Собственник в силах только определять основные направления – и это его прерогатива.
14 В естественной группе собственников (учредителей, акционеров) нормы и принципы деятельности, тем более санкции за их нарушение, как правило не формализуются, а власть в отсутствии доминирующего собственника, не работает. Поэтому попадание группы собственников в институциональные ловушки достаточно вероятно.

1.4. Институциональная модель предприятия << СОДЕРЖАНИЕ >> 2.2. Создание эффективного предприятия – это создание института направленного на достижение целей предприятия

 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Построение эффективного предприятия"

04.04.2021 9:59  Петр

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

04.04.2021 11:19  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Если говорить о главном и основополагающем условии эффективности предприятия - это эффективный собственник сформировавший и внедривший в деятельность предприятия эффективные ценности, нормы и принципы деятельности. Второй фактор - это эффективный руководитель.
Если же говорить об основополагающих ценностях, нормах и принципах деятельности, то это общность интересов собственника и всего коллектива предприятия.

08.10.2021 19:51  NIC

Как построить систему управления предприятием?

08.10.2021 22:03  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

К сожалению, вопрос о построении системы управления предприятием не имеет решения:

Цитата:
«Говорить об управлении, руководстве или назначении работников для выполнения различных задач - это обманчивый способ отметить, что работодатель постоянно участвует в пересмотре контрактов на условиях, которые должны быть приемлемыми для обеих сторон» [Alchian A.A., Demsetz H. 1972. Production, Information Costs, and Economic Organization. The American Economic Review. 62 (5): 777–795. P. 777].

Так еще Фредерик Тейлор писал, что,

Цитата:
«завод в действительности управляется не администрацией, а самими рабочими» [Тейлор, 1991]

Отмечали это и Макс Вебер, и Честер Баранд, и др. На наш взгляд, механизм «управления» предприятием лучше всего показал Честер Баранд в своей книге «Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации.». Он показал, что руководитель и подчиненные формируют «зону безразличия», или «зону принятия», в рамкахкоторой выполняются задания и распоряжения руководителя. И не выполняются при их выходе за рамки этой зоны. Руководитель управляет конкретными заданиями и распоряжениями, а подчиненными - объемом и содержанием получаемых заданий и распоряжений. Этот механизм подтвердил далее и лауреат Нобелевской премии по экономике Герберт Саймон [Simon H.A. 1991. Organizations and Markets // Journal of Economic Perspectives, Vol 5. No. 2. p. 25-44]. Соответственно механизм предприятия должнн строиться так, чтобы подчиненные наиболее полно выполняли задания и распоряжения руководителя. Решение этого вопроса Вы можете найти в наших статьях уже 2021 года.





Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Построение эффективного предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

В связи с разработкой новых практических методик цены на наши услуги снижены на 40% с сокращением сроков работ, повышением качества и результатов наших консалтинговых проектов, их финансовыми гарантиями в заключаемых договорах.

Итоговые статьи наших исследований 2006-2021 годов
(106)Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности. Октябрь 2021
(163)Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности. Июль 2021
(194)Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия. Май 2021

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»


Наши новые статьи

19.12.2021 Единственно правильная модель проведения организационных изменений
Проведение организационных изменений - это основная проблема, возникающая при проектах повышения эффективности и развития предприятия. Зачастую это и ... далее

15.11.2021 Мотивация к следованию бизнес-процессам
Если внедряемая система бизнес-процессов не будет поддерживаться соответствующими стимулами и мотивами, то ее положения и не будут исполняться персоналом. ... далее

12.11.2021 Институты, бизнес-процессы и ИТ-проекты
Внедрение системы бизнес-процессов — это не просто введение формальной системы бизнес-процессов — это зачастую непредсказуемые институциональные изменения ... далее

  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021