О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
31.08.2020

Построение эффективного предприятия. Институциональное развитие

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

4. Институциональное развитие предприятия
4.1. Проблема проведения институциональных изменений и ее разрешение

В предыдущем разделе мы рассмотрели вопрос создания нового предприятия. Создание формальной организации, направленной на достижение и целей собственника, и персонала, и других заинтересованных сторон. При такой формальной организации ее формальные положения обеспечивают достижение высоких личных результатов коллектива, а значит становятся ценностями коллектива, его неформальной организацией обеспечивающей максимальную эффективность деятельности предприятия.
Если же предприятие уже существует, но приносит результаты не устраивающие собственника, находится только на среднем уровне в своей рыночной нише, а тем более, если ниже среднего уровня, необходимо институциональное развитие предприятия. Институциональное, а не технологическое, ведь Фредерик Тейлор более ста лет назад говорил: «Следует также ясно отдавать себе отчет в том, что эти [несравненно лучшие] результаты получаются отнюдь не в силу решительного превосходства механизма одного типа управления над механизмом другого, но в силу замены одной системы основных принципов совершенно другой их системой в силу замены определенной философии управления промышленным предприятием совершенно отличной его философией» [66]. Только большинство наших предприятий не имеют такой сформулированной философии, соответственно изначально отсутствует единая направленность деятельности персонала. И первое, что требуется собственнику – это выработать философию своего предприятия, ключевые принципы деятельности его предприятия. И это задача именно собственника, поскольку у любого наемного руководителя будут свои принципы исходящие его личных интересов, а не интересов собственника. А когда они будут сформулированы, когда будет убежденность что они направлены на достижение и его целей, и целей коллектива, можно подключать к их развитию и конкретизации руководителя предприятия и топ-менеджеров.

Основная проблема развития существующего предприятия, в отличие от создания нового, заключается в том, что коллектив уже сформировал свою культуру, свои правила игры, свой неформальный институт (даже если формальный не закреплен). Установилась организационная структура, система власти, статусы руководителей и специалистов, предприятие обрело определенную устойчивость, пусть он имеет не очень высокие результаты, но достаточно стабильные. А «индивиды и группы стремятся к обретению устойчивости и осмысленности. Если они обретены, то группа наверняка предпочтет изменению этих базовых представлений отвержение новых данных, не согласующихся с ними, путем использования различных защитных механизмов, таких как: отрицание, замалчивание, исключение иррациональностей и т. д. Как мы увидим, изменение культуры, предполагающее изменение базовых представлений, является чрезвычайно затруднительным и долгим делом, порождающим атмосферу тревоги и страха» [29, с. 43]. Поэтому «существенные стратегические преобразования вызывают сопротивление не только планированию, а всему процессу перемен. Это сопротивление – не случайность, а фундаментальная проблема» [64, с. 456].

В этом и заключается особая проблема проведения институциональных изменений, управление персоналом по проведению изменений. Джим Клеммер писал: «Менеджмент перемен – это оксюморон» (сочетание противоречивых понятий. — Прим. авт.). Изменениями нельзя управлять. Изменения игнорируют, им сопротивляются, на них реагируют, на них наживаются, их создают. То, кем мы станем, жертвами или победителями перемен, зависит от нашей готовности к трансформации... Как сказал однажды Авраам Линкольн: «Я буду готовиться, и мое время обязательно придет». Вот как управляют переменами» [58, с. 269]. Даже отмечается, что словосочетание «управляемые изменения» – «остроумно глупо» и перемены не могут быть «управляемыми», что если встретится сильное сопротивление, то «в таких случаях наилучший способ «управления» переменами – пустить их на «самотек» [58, с. 268]. Изменениями нельзя управлять26 – есть только два пути проведения изменений: провести их самому (если хватит сил), или показать коллективу его личную заинтересованность в изменениях и получить от него кредит доверия на проведение изменений. «Помните, что люди поддерживают перемены, когда они усматривают в них личную и немедленную выгоду для себя и убеждены в достоверности ожиданий. Они не станут поддерживать то, что считают выгодным только для корпорации в целом, когда выгоды запаздывают или нет уверенности в их реальности» [67, c. 89]. В обоих случаях, если проведенные изменения не будут давать результата коллективу, они будут отторгнуты – не станут ценностью коллектива, элементами его культуры. Как писал Курт Левин, «недостаточно определить цель планируемого изменения в групповом поведении как достижение определенного уровня. Постоянство нового уровня, или постоянство на желательный период, должно быть включено в цель» [68, с. 253]. Как отмечал Фридрих фон Хайек, «На самом деле новые формы закреплялись лишь в том случае, если принявшие их группы преуспевали и росли, опережая прочие» [69, с. 482].
__________________
26 «Перемены не могут быть «управляемыми» — по крайней мере если это слово применяется в значении «принуждение» [4, с. 268].

3.3. Целеосуществление << СОДЕРЖАНИЕ >> 4.2. Организация развития предприятия

 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Построение эффективного предприятия"

04.04.2021 9:59  Петр

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

04.04.2021 11:19  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Если говорить о главном и основополагающем условии эффективности предприятия - это эффективный собственник сформировавший и внедривший в деятельность предприятия эффективные ценности, нормы и принципы деятельности. Второй фактор - это эффективный руководитель.
Если же говорить об основополагающих ценностях, нормах и принципах деятельности, то это общность интересов собственника и всего коллектива предприятия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Построение эффективного предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (159)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (116)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (577)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021