О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
      Два единственных пути повышения эффективности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
 
Термины и определения

       

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Удаленная разработка организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по разработке эффективной организационной документации

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Коммерческое предложение по созданию эффективной системы мотивации

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №9 2020 Построение эффективного предприятия»

Менеджмент сегодня №3 2017 «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014 «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Креативная экономика №9 2010 «Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
31.08.2020

Построение эффективного предприятия. Целеосуществление

Начало статьи А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №9.

3.3. Целеосуществление

Чарльз Барнард отмечал, что «действия организации – это такие действия людей, в которых они руководствуются не собственными целями, а целями организации. Эти цели, особенно те, которые носят относительно общий и отдаленный характер и представляют собой результат консенсуса, не обязательно определены путем логических рассуждений; <…> после выбора целей координация действий, которые являются средствами их достижения, сама по себе становится логическим процессом» [12, с. 183-184]. И коммуникация направляется на передачу «координирующих указаний относительно деятельности руководителем или лидером» [12, с. 182] уже в бюрократической иерархии на основе полномочий, а не консенсуса [62, pp. 617–32.]. При консенсусе решаются проблемы целеполагания: принимаются цели и средства, иерархия власти, правила игры, которые являются мотивами и средствами при целеосуществлении. Консенсусы по оперативным вопросам здесь будут только отнимать рабочее время: «иерархия, основанная на консенсусе, как организационное решение для предпринимателя, начинает терпеть неудачу по мере того, как проблемы уменьшаются в сложности» [63, с. 1265]. Предприятие переходит к бюрократической деятельности по осуществлению поставленных целей, наиболее эффективной после разрешения проблем целеполагания. Эта деятельность наиболее разработана в менеджменте. Сюда входят и организация бизнес-процессов, и оперативное планирование, и контроль результатов, и др. известные вопросы. На них в данной статье останавливаться не будем.

Однако от всех проблем при целеосуществлении избавиться не удается. Ведь целеполагание производится ex anter, когда участники могут только предвидеть развитие ситуации, целеосуществление – ex post, когда реально появляются непредвиденные ситуации, требующие своего разрешения. Как отмечали Роберт Сайерт и Джон Марч «согласие достигается в переговорах участников, которые возобновляются, если принятые решения нарушаются в связи с изменениями в структуре власти и во внешней среде» [цит. по: 64, с. 77]. Если при целеполагании непредвидимые изменения внешней и внутренней среды приводят к серьезной опасности недостижения целей, то необходим, фактически, новый консенсус, уточняющий согласующий предвидимые результаты и средства их достижения. Причем, результаты не только предприятия, но и руководителей и коллектива, а, если их не согласовать, мотивация у ряда руководителей и подразделений будет нарушена, будет поставлено под угрозу и достижение новой цели. Оливер Харт и Джон Мур отмечают, что «соглашение ex ante определяет права сторон в отношении результатов ex post. Если сторона не получает того, на что она имеет право, она будет считать это несправедливостью и будет «затенять» свою деятельность ex post, вызывая безвозвратные потери» [11, с. 25]. Например, она может снижать качество работы. Необходимо гибкое соглашение, когда стороны могут приспосабливаться к ситуации, однако здесь опасны асимметрия информации и злоупотребления [11].

Если угрозы локальные и не затрагивают целей предприятия, то они разрешаются внутри руководящих групп среднего уровня, самые малые – даже внутри первичных рабочих групп. Если же угрозы серьезные и затрагивают цели предприятия, то необходимо уточнение целеполагания самого верхнего уровня. При этом не только угрозы вызывают необходимость уточнения целеполагания, вызывают его и новые открывающиеся возможности, позволяющие предприятию повысить запланированные ранее результаты.
Таким образом, при целеполагании принимаются цели как предвидимые результаты и средства их достижения, определяются эти средства (включающие и средства мотивации), определяется необходимые для их достижения институциональные изменения. Когда цели, средства и мотивы определены, начинается целеосуществление в наиболее эффективной для этого рациональной бюрократической организации.

Необходимо отметить, что и отношение к достижению поставленной цели различно при повременной оплате труда (с ограничением его уровня) и при уровне оплаты труда, зависящем от достигаемых предприятием результатов. В первом случае производственные цели – это слегка недовыполнить план, не боясь при этом карательных санкций и получая на следующий год посильное плановое задание [65]. Во втором – достигать максимальной собственной выработки и выработки предприятия.

3.2. Создание системы целеполагания. Стратегия и структура << СОДЕРЖАНИЕ >> 4. Институциональное развитие предприятия

 


__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Построение эффективного предприятия"

04.04.2021 9:59  Петр

Главное и основополагающее условие эффективности работы предприятия?

04.04.2021 11:19  Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Если говорить о главном и основополагающем условии эффективности предприятия - это эффективный собственник сформировавший и внедривший в деятельность предприятия эффективные ценности, нормы и принципы деятельности. Второй фактор - это эффективный руководитель.
Если же говорить об основополагающих ценностях, нормах и принципах деятельности, то это общность интересов собственника и всего коллектива предприятия.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Построение эффективного предприятия", рассмотреть Ваши замечания и отзывы. Отвечает главный специалист Жемчугов Михаил, к.т.н.
Имя
Текст

С января 2021 года цены на наши услуги снижены на 40% с одновременным повышением качества наших услуг, базирующемся на эффективной единой прозрачной методике.

Наши статьи 2021 года (ВИНИТИ РАН)
Производительные силы человека и повышение эффективности
Май Скачать статью (159)                 Читать статью
Эффективность предприятия. Концептуальные основы, практика
Май Скачать статью (116)                 Читать статью
Два единственных метода повышения эффективности
Январь Скачать статью (577)         Читать статью

Последние новости

05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"
07.06.2020
Консалтинговые услуги по организации деятельности АНО КПФ «Русь милосердная»
22.11.2019
Разработка системы мотивации и организационной документации компании «Торговый Дом «ЭСКО»


Наши новые статьи

09.06.2021 Теоретические основы эффективного управления предприятием
В статье рассмотрены теоретические основы управления предприятием. Управления, обеспечивающего максимальную эффективность деятельности предприятия. ... далее

08.06.2021 Пути повышения эффективности управления предприятием
В статье рассмотрены пути повышения эффективности управления деятельностью предприятия, все из которых из которых заключается в обеспечении единства интересов ... далее

08.06.2021 Проблемы повышения эффективности деятельности предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, встречающиеся при повышении эффективности деятельности предприятия, и возможные пути их разрешения. ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС»)
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© ООО «КОРПСИС», 2006-2021