Структурное подразделение как базовая основа предприятия. Стр. 192
объединенное не формальными связями, а общими структурными элементами.
Другое отличие в том, что выделенные подразделения осуществляют свою деятельность в двух режимах:
1) в режиме коллегиального целеполагания, разрешения возникающих проблем, использования возникающих новых возможностей (рис. 3а) — здесь чем больше коммуникаций, тем выше результат, чем серьезнее проблема, тем больше необходимое число привлекаемых к ее решению специалистов1;
2) в режиме целедостижения — «после выбора целей координация действий, которые являются средствами их достижения, сама по себе становится логическим процессом» [5, с. 184], и коммуникация направляется на передачу «координирующих указаний относительно деятельности руководителем или лидером» [5, с. 182] уже на основе властных полномочий [52] в соответствии с принципами рациональной бюрократии: указания, контроль и координация (рис. 3б), отчет о достигнутых результатах (рис. 3в).
Однако при возникновении в ходе целедостижения проблем или обнаружения возникающих новых возможностей желателен переход к их коллегиальному решению (см. рис. 3а) с подключением и руководителей, и специалистов других подразделений.
Если мы будем строить предприятие в соответствии со структурой, изображенной на рис. 1, то нам надлежит набрать соответствующих руководителей и рядовых сотрудников, а затем каким-то образом обеспечить эффективность их деятельности.
Если же мы будем строить предприятие в соответствии со структурой Ч. Барнарда (см. рис. 2), то мы будем формировать руководящие и рабочие подразделения начиная с верхнего уровня
_________
1 «Внутри организаций формулировка целей, а также принятие решений более общего характера, связанных с деятельностью по реализации этих целей, носит распределенный характер. Эти процессы в принципе могут быть сконцентрированы в руках отдельных людей, специализирующихся на принятии решений, лишь в небольшой степени» [5].
192
Стр. 191 < СОДЕРЖАНИЕ > Стр. 193
__________________
Версия для печати