Структурное подразделение как базовая основа предприятия. Стр. 197
и неформальной сферах. Поэтому сам термин «институт» является в данном случае лишним, избыточным» [21].
С нашей точки зрения, не существует ни формальных, ни неформальных институтов. Существует внешний институт, определяющий то, как предприятие должно осуществлять деятельность для достижения ставящихся извне целей. Фактически это даже не институт как таковой, а только, говоря словами А. Смита [38], сформулированное «хотение» руководства. Есть и внутренний институт — это положительный опыт деятельности, приводящий коллектив к необходимым ему личным результатам: «Опыт накапливается, структурируется, оседает и консервируется и человеком, и социальным сущим в онтологических паттернах... которые не существуют отдельно от своих носителей» [46, с. 120]. Опыт ряда предыдущих поколений создает базисные нормы, закрепленные культурой, опыт, получаемый текущей совместной деятельностью в конкретном структурном подразделении в условиях его реальной среды, конкретен и закрепляется институтом подразделения.
На институт влияют не сами разработанные внешние требования, а только те, которые контролируются наложением положительных и отрицательных санкций (в основном за счет власти руководителя подразделения), т.е. те, которые влияют на личные цели и результаты группы. При этом если личные результаты от выполнения внешних требований окажутся положительными, они будут непосредственно имплементированы во внутренний институт группы; если положительными с учетом отрицательных санкций — только на время санкций; если отрицательными — не станут внутренним институтом [12].
Что касается санкций, Э. Дюркгейм, Дж. Коммонс и Э. Остром отмечали, что «всякое писаное право имеет двойную цель: предписывать определенные обязанности и определять связанные с ними санкции» [10, с. 75], а рабочие правила — это предписанные поведенческие модели, регулирующие деятельность с помощью надзора и применения различных формальных и неформальных санкций (принуждения), координирующие частные цели отдельных лиц с «коллективной волей» текущих интересов [31, с. 69; 51, с. 284, 285]. При этом санкции определяются не самими правилами, а тем, как их на практике реализует руководитель. Именно эти санкции являются создаваемой руководителем ситуацией в подразделении, через которую преломляются личные цели подчиненных, формируются их производственные цели, определяющие их производительные силы.
Если бы действия определялись исключительно внешним вознаграждением и наказанием, то люди постоянно приспосабливались бы к сиюминутным изменениям среды и меняли и цели [4, с. 180, 181]. Однако институты больше чем ограничения и правила: они имеют дело со смыслами, которые вырабатывают люди, и это не только «ограничения» по Д. Норту [9, с. 145]. Важны долгосрочные цели, смыслы, исходя из которых люди и формируют внутренние институты, а от того, как они будут сформированы, и зависит реальная деятельность подразделений, реальная эффективность. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, у них возникает стремление добиваться высоких показателей сверх необходимого задания [2, с. 228].
Тесное взаимодействие людей в подразделении и сформированный институт для достижения внутренних целей «способствуют установлению прочных норм всеобщей взаимности и... возникновению социального доверия. Такие сети облегчают координацию и коммуникацию, укрепляют репутацию и, таким образом, позволяют эффективно решать дилеммы коллективных действий» [54, с. 66]. «Например, группа, члены которой проявляют надежность и полностью доверяют друг другу, сможет добиться гораздо большего, чем сходная группа, не обладающая такой надежностью и доверием» [55, с. 167].
В то же время нередки ситуации, когда та или иная группа, преследуя собственные цели, может вступать в конкуренцию с другими группами
197
Стр. 196 < СОДЕРЖАНИЕ > Стр. 198