ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Этот путь повышения эффективности выявлен в ходе наших 18-летних консалтинговых услуг с параллельными теоретическими исследованиями. Полученные методики и инструменты приведены в нашем отчете: «Реальная сущность предприятия. Организация, развитие, выход из кризисов (Итоговый Гайд)»  PDF  (188 с.), показывающем не только наши реальные возможности повышения эффективности от 1,5 до 3-х и более раз. А при необходимости и вывод предприятия из стагнации с обеспечением прибыли от 10% до 30% выручки и более. Основные его положения приведены в «Итоговый Гайд: практические положения и методика»  PDF  (12 с.).
.
Аналитические статьи по организации и эффективности деятельности предприятия
Консалтинг Современный менеджмент
Мотивация и культура
Стратегическое управлениеОргструктуры управленияМенеджмент качестваСтатьи PDF 2019–2025

Начало
статьи
(310)Структурное подразделение как базовая основа предприятия
Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206

Структурное подразделение как базовая основа предприятия. Стр. 202

сколь-нибудь существенного места в экономике. Можно отметить, что распределение между членами группы возможно только тогда, когда группой оценивается вклад каждого ее участника в общий результат, и если этот результат недостаточен, то на нарушителя накладываются санкции вплоть до исключения из группы. Соответственно, перераспределение — это фактически вертикальный реципрокный обмен между группой как субъектом деятельности и ее членами [15].

Что касается реципрокного обмена, то он в основном рассматривается как путь организации сплоченности первичных групп, но не как способ интеграции самого предприятия. В наших же статьях [15, 16] показано, что в каждом структурном подразделении предприятия присутствует вертикальный реципрокный обмен, который и обеспечивает интеграцию каждого структурного подразделения, а значит, и интеграцию всего предприятия. Если же в отдельных подразделениях он ослаблен (слабые личностные связи, их ориентированность на внутренние интересы подразделения), то страдает и интеграция предприятия.

Виды интеграции структурных подразделений и их организации

Сопоставительный анализ трудов социальных антропологов, социобиологов, социологов и экономистов [16, 17] показывает, что в ходе производственной деятельности возможна интеграция структурных подразделений и их участников на базе:

  • перераспределения результатов деятельности (вертикального реципрокного обмена между группой и ее членами);
  • вертикального реципрокного обмена между руководителем и подчиненными подразделения;
  • альтруистического обмена информацией (и возможными услугами) на базе горизонтальных личностных связей.

Перераспределение результатов деятельности структурных подразделений может осуществляться в двух видах:

  1. распределение конечных (рыночных) результатов в малых неиерархических кооперативных предприятиях;
  2. распределение предвидимых при целеполагании результатов деятельности подразделений и их участников (вертикального реципрокного обмена между руководителями и подчиненными) в предприятиях со всеми видами собственности кроме кооперативной.

Реципрокный обмен в деятельности структурных подразделений может осуществляться в трех видах:

  1. в структурных подразделениях с сильными связями;
  2. в либеральных подразделениях с ослабленными связями;
  3. в квазиавтономных подразделениях со слабыми связями.

Это разные типы организации структурных подразделений, и каждому типу организационного механизма, несомненно, найдется место [26].

Рассмотрим отмеченные четыре вида структурных подразделений.

Партнерское подразделение с перераспределением предвидимых при целеполагании результатов

Еще в середине XIX в. Ч. Бэббидж отмечал, что интересы рабочих и предпринимателей не будут различаться, если доля заработной платы будет зависеть от прибыли предприятия и рабочий будет получать максимальную долю прибыли от применения любого своего усовершенствования [47]. А. Маршалл в 1890 г. писал, что прибыль частной фирмы возрастает, когда управляющий становится партнером и получает вознаграждение в виде доли в прибылях, а не заработной платы, что устраняет многие недостатки как бюрократического типа организации, так и кооперативного [23]. Позднее и Ф. Найт показал, что поскольку в функции руководителей входит принятие решений, влияющих на результат организации в целом, то для них существует лишь одно возможное вознаграждение — участие в доходах компании [26, с. 330].

202

Стр. 201 < СОДЕРЖАНИЕ > Стр. 203


__________________
Версия для печати


:

Наши новые статьи

03.07.2024 Единая солидарная система регламентов ЕССР Деп. в ВИНИТИ РАН 08.07.2024, № 26-В2024, 37 с.
В настоящее время – время интеллектуального труда – его измерение невозможно. И системы мотивации не работают в принципе. Единственный путь повышения ... далее

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее



       
ООО Корпоративные системы управления («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025