Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Эффективность предприятия. Два основных пути внешней мотивации персонала
Начало статьи |
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов
Международный журнал
«Проблемы теории и практики управления». 2020. №6. |
2. ИНСТИТУТЫ МАЛЫХ ГРУПП БЕЗ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА ДОСТИГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Наделение подразделений правами собственности на результаты предприятия – это внутренняя мотивация коллектива на достижение целей предприятия, которую мы и рассмотрели применительно к рабочим подразделениям. Далее рассмотрим два основных пути внешней мотивации персонала.
2.1. Два основных пути внешней мотивации персонала
Самоорганизация рынка базируется на взаимной выгоде сторон при непосредственном обмене, но «внутри фирмы эти рыночные трансакции устранены, а роль сложной рыночной структуры с трансакциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который и направляет производство» [19, с. 38]. На основе административных планов и указаний. Но «существо контракта в том, что им устанавливаются только пределы власти предпринимателя» [19, с. 42]. И он не может эффективно направлять производство без соответствующей мотивации персонала. Здесь присутствует так называемая агентская проблема. Как отмечали О. Харт и Б. Холстрем: «Классическая проблема заключения контрактов [с персоналом] имеет следующую структуру. Принципал поручает агенту предпринимать определенные действия от своего имени. Однако принципал не может непосредственно наблюдать за действиями агента, что создает проблему морального риска: агент может принимать меры, которые увеличивают его собственную выплату, но уменьшают общий профицит отношений» [13, с. 1].
В литературе отмечается два основных пути такой внешней мотивации персонала [20, 21]. Первый – это рыночный: «Фирма не владеет всеми своими ресурсами. Она не имеет ни полномочий, ни дисциплинарных мер, ни малейшего отличия от обычных рыночных контрактов между любыми двумя людьми» [10, с. 777]. «К экономической организации предъявляются два ключевых требования – измерение производительности труда и соответствующее вознаграждение» [10, с. 778]. При этом «каждая фирма является, по сути, небольшой экономикой, занимающейся “внутренней и внешней” торговлей» [10, с. 394]. И в своей внутренней среде «фирма является узкоспециализированным суррогатным рынком» [10, с. 793]. Второй – на базе обмена дарами, при котором взаимность является важнейшим атрибутом обмена дарами: работник увеличивает объем производства в обмен на рост заработной платы [22]11. Марина Доблова описывают эти пути следующим образом:
-
Стандартное решение проблемы принципал-агент подразумевает, что принципал, который не может наблюдать за усилиями агента, мотивирует последнего к высоким усилиям, устанавливая вознаграждения, связанные с результатами.
-
Один из наиболее интересных способов объяснить эти явления и предложить решение проблемы неэффективного распределения рисков на этом пути – это альтернативный подход к агентской теории, известный как теория обмена дарами. Этот подход подразумевает, что агенты (участники отношений) благожелательны друг к другу, и это выражается в конкретных действиях и услугах, называемых дарами. Другими словами, агенты заключают неформальное соглашение отвечать на доброту добротой – в первую очередь отвечать за хорошую работу хорошей зарплатой [20, с. 23].
Рассмотрение этих путей начнем со второго подхода (первый, как будет показано, может быть только дополнением ко второму), выясним и причины того, почему он не дает практических результатов, и то, как практически функционирует мотивация в этой системе, как повышать ее эффективность. Затем рассмотрим второй подход – экономический, поскольку он может быть только дополнением к первому.
___________________
11 Задолго до Джорджа Акерлофа Марсель Мосс писал, что работник отдает предприятию что-то большее, чем продукт или рабочее время, его дар – это нечто от себя самого, свое время, своя жизнь [23].
__________________ Версия для печати
|
|