Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
  Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия,
обеспечивающие максимальную эффективность его деятельности и прибыльность
 
 
 

Серия 7-и статей по повышение эффективности деятельности предприятия: концептуальные основы и практические методики

До настоящего времени все исследования вопросов повышения эффективности деятельности предприятий не имели под собой какой либо концептуальной основы. Имелись отдельные положения о том, что эффективность повышается при оплате по результатам деятельности (Адам Смит, Альфред Маршалл, Фредерик Тейлор, Питер Друкер, и др.), при распределении прибыли между работниками (Чарльз Бэббидж, Эдвин Каннан, Генри Форд, и др.), при выплате премий за достижение заданных показателей эффективности — KPI (Ж.Л. Мало, Питер Друкер, Каплан и Нортон, и др.), при введении процессного подхода, при оптимизации организационной структуры, стратегического управления, и т.д. Только во всех этих положениях не было ориентации на необходимый критерий эффективности — соответственно не было и существенных положительных результатов повышения эффективности предприятия. Так в случае применения показателей эффективности отмечались даже и отрицательные результаты [1, 2], а  «Уолтер Кичел, автор многих статей на тему стратегий в журнале Fortune, однажды указал на тот факт, что только 10% сформулированных стратегий действительно реализуются на практике (цифра, которую Том Питерс назвал «чрезмерно раздутой»)» [3, с. 166].

Таким необходимым критерием, в неявном показанным еще Фредериком Листом в 1841 году, является критерий производительных сил человека. А уже наше время отмечается, что «развитие производительных сил — основной принцип в оценке всех технико-экономических и прочих общественных явлений» [4, 2017, с. 19]. Однако для его практического применения дополнительно потребовались положения Честера Барнарда и Гэри Беккера о том, что личные результаты человека в предприятии определяются как «приведенная ценность всей суммы разностей между выгодами и издержками, как неденежными, так и денежными» [5, с. 41] и «человек, с точки зрения его потребностей, должен получать больше, чем он вложил — иметь чистую «прибыль» [6, с. 59]; положения о капитале человека [7 , 5, и др.]; положения о коллегиальном целеполагании (А.А. Богданов (1913), Дж. Коммонз (1919), Р. Сайерт и Дж. Марч (1963), И. Ансофф (1965), Стенли Янг (1966), Д. Старк (2009), и др.), рассмотренные в наших статьях [8; 9; и др.]; положение о правах собственности человека на результаты деятельности предприятия [10–12]. Без последнего положения производительные силы человека будут направлены только на достижение его личных целей, а не целей предприятия. Но и этого недостаточно: необходимы коллегиальное целеполагание, но только на основе ключевых положений собственника и коллегиальный подбор кадров (только руководитель предприятия подбирается лично собственником) и их институционализация на основе этих положений [13–15].

Отмеченные положения, базирующиеся на основополагающих трудах Ф. Листа, Ф. Бастиа, М. Вебера, Ф. Найта, Ч. Барнарда, Э. Шоттера, лауреатов Нобелевских премий по экономике Р. Коуза, Г. Саймона, Л. Гурвица, Д. Норта, Г. Беккера, О. Уильямсона, Э. Остром, О. Харта, Б. Хольмстрема и других исследователей, являются концептуальными основами повышения эффективности деятельности предприятий. Причем они рассматривались не по отдельности, а системно. Такой всесторонний и системный подход на основе критерия производительных сил человека направленных на достижение целей предприятия, разработан нами и описан в семи статьях 2020–2021 годов. Ввиду большого объема статей (общий объем порядка 1.000.000 символов) они были депонированы в ВИНИТИ РАН. При этом последняя из перечисленных ниже статей является итоговой.

Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход [16]. Скачиваний192
Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы [17]. Скачиваний20
Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация [18]. Скачиваний211
Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика [19]. Скачиваний212
Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия [20]. Скачиваний213
Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия [21]. Скачиваний214
Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности [22]. Скачиваний215

Именно отмеченное в наших статьях построение организации предприятия на базе введенного критерия, обеспечивает максимальную эффективность его деятельности. А при любой другой организации предприятия позволяет повысить его эффективность до максимальной при принятой его организации.

Список литературы

1. Рамперсад Х.К. Индивидуальная сбалансированная система показателей. Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту организации. М.: Олимп-Бизнес, 2005.

2. Hart O.D., Holmström B. Contract theory. Scientic background on the Sveriges Riksbank Prize in economic sciences in memory of Alfred Nobel. The Royal Swedish Academy of Sciences. Stockholm, Sweden. 2016. URL: https://www.nobelprize.org/uploads/2018/06/advanced-economicsciences2016.pdf (дата обращения: 21.04.2021).

3. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям менеджмента. Москва: Альпина Паблишер, 2013.

4. Кулик В.И., Кулик И.В. 2017. Производительная сила и производительность труда // Наука в цифрах. № 4 (5). С. 18–36

5. Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. 1993. № 1. С. 24–40.

6. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. Пер. с англ. М., Челябинск: Социум, ИРИСЭН, 2009. 334 с.

7. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Директ-Медиа. 2012.

8. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Целеполагание — основа современного менеджмента // Менеджмент сегодня. №2. 2018.

9. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Основные проблемы эффективного корпоративного управления и их разрешение. Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019

10. Локк Дж. Два трактата об управлении. Соч. в 3т. М.: Мысль, 1988. Т.3.

11. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Парадигма современного менеджмента и ее базис. // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 6. С. 4–30.

12. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Проблема мотивации персонала: практическое решение // Мотивация и оплата труда. 2018. № 4. С. 206–219.

13. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Развитие организации // Проблемы экономики и менеджмента, 2016, № 11.

14. Жемчугов А.М., к.т.н. Жемчугов М.К. Стратегия развития предприятия // Проблемы экономики и менеджмента, 2016, № 12.

15. Жемчугов А.М., Жемчугов M.K. Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия. // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 6. С. 138–150.

16. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход. Деп. в ВИНИТИ 27.02.2019, № 11. 111 с., 141 с.

17. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы. Деп. в ВИНИТИ 10.08.2020, No 44, 141 с.

18. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы предприятия и его эффективность. Два единственных пути повышения и их практическая реализация. Деп. в ВИНИТИ 12.01.2021, № 2, 71 с.

19. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия. Концептуальные основы и практика. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 27, 26 с.

20. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Производительные силы человека. Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ 20.05.2021, № 28, 34 с.

21. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Развитие предприятия. Система консалтинговых проектов организации и повышения эффективности предприятия. Деп. в ВИНИТИ РАН 21.06.2021, № 41, 77 с. - В 2021, 77 с.

22. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Концептуальные основы механизма деятельности предприятия и его эффективности. Деп. в ВИНИТИ РАН 26.07.2021, № 43, 27 с. - В 2021, 77 с.


__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025