Цель предприятия, организация и управление. 3.7. Организация и самоорганизация
Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №5 2015 г.
3.7. Организация и самоорганизация в административной, экономической и социальной системах
В административной системе мы видели только внешнюю организацию на достижение цели предприятия.
В экономической организации видим самоорганизацию на получение вознаграждения, и если оно направлено на достижение цели предприятия, то, одновременно, и на самоорганизацию на цели предприятия.
Социальная организация непосредственно направлена на цели коллектива и общества, и в нем действует соответствующая самоорганизация.
Человек всегда самоорганизуется для достижения своих внутренних целей, ему для этого не требуются указания и контроль сверху. Если же человеку ставится внешняя цель - то ему требуется и внешние организация и управление, внешний контроль. Понятно, что при внутреннем мотиве и внутренней самоорганизации эффективность деятельности выше (по Тейлору не на проценты, а в разы [14]).
Так что если организовать деятельность так, что человеку ставится не просто внешняя цель (предвидимый результат предприятия), а мотив-цель (предвидимый результат и предприятия, и сотрудника), то самоорганизуясь на достижение своих внутренних целей, он, опосредованно, самоорганизуется и на достижение внешних целей. И многие вопросы организации на предприятии заметно упрощаются, заменяясь самоорганизацией - эффективность деятельности существенно повышается.
При самоорганизация человек, организуясь на достижение личных мотивов (предметов удовлетворения своих потребностей) организуется и на достижение целей поставленных предприятием (предвидимых результатов).
Самоорганизация – это иерархическая система. Каждое подразделение организуясь на достижение поставленных перед ним мотивов-целей, оптимальным образом, задает мотивы-цели и своим подчиненным. Задает таким образом, чтобы результаты подразделения были максимальны. При этом обеспечивается и самоорганизация, и самоуправление. А, если результатом является результат оценки продукции потребителем, то обеспечивается и самоконтроль.
Основные выводы:
Самоорганизация:
- минимальна в административной системе, там она в основном направлена на минимум усилий сотрудников, а то и на оппортунистические действия;
- •направлена, при правильной мотивации, на достижение экономических целей предприятия и расширение выпуска продукции удовлетворяющим потребности потребителей в экономической системе, направлена и на человека, и на общество;
- максимальна и направлена на достижение целей коллектива и развитие общества - в социальной системе.