Корпоративные системы управления – КОРПСИС О нас   Миссия   Услуги и цены   Контакты  
  Консалтинговые услуги по организации деятельности предприятия,
обеспечивающие максимальную эффективность его деятельности и прибыльность
 
 
 

Современная организация: целеполагание и целеосуществление 2. Уровни управления

2. Уровни управления и их цели
 
Система управления любой искусственной организацией многоуровневая: собственник, руководитель организации, руководители структурных подразделений всех уровней иерархии, рядовые члены организации, и все уровни имеют свои цели и политики [4]. Однако целесообразно выделить следующие основные структурные уровни:
  • Собственники, устанавливающие свои цели и принципы;
  • Руководитель организации или команда руководителя и основных топ-менеджеров (при командном методе управления). На этом уровне, на базе целей и политик собственников, ставятся общие цели и политики организации в целом, устанавливаются цели и политики структурных подразделений верхнего уровня иерархии.
  • Руководители структурных подразделений. На этом уровне, на базе заданных сверху целей и политик, ставятся цели и политики подчиненным структурным подразделениям или рядовым членам организации.
  • Рядовые члены организации. На основании полученных целей и политик они задают целевые воздействия на используемое оборудование, инструмент, и т.д.
При этом цели на разных уровнях, и даже на одном структурном уровне могут существенно отличаться, даже качественно, мы получаем целую иерархию целей.
1) Фиктивные цели (выживание, развитие, превосходство) каждого человека: собственника, руководителя, рядового члена организации. Практическая постановка этих целей невозможна без конкретизации направления деятельности, принципов деятельности, измеримых показателей. Без этого фиктивные цели не могут иметь предвидимого результата. Но фиктивные цели невозможно и ставить, они уже стоят у человека генетически, что показал еще Зигмунд Фрейд, который однако называл их «частными влечениями», а «целью всякой жизни является смерть» [5], но позднее он писал: «даже смерть есть вовсе не уничтожение, не возвращение к неорганической безжизненности, но начало нового вида существования, ведущего по пути высшего развития» [6]. Сам термин «фиктивные цели» дал Альфред Адлер, который так писал о цели развития и превосходства: «эта цель фиктивна, поскольку она расплывчатая и неустойчивая, развивающаяся вместе с человеком, не поддающаяся измерению, созданная бессознательными силами, она не имеет реального существования и поэтому ее нельзя полностью определить в терминах причины и следствия. Но эта фиктивная цель дает человеку «план души», жизненный план как попытку ее добиться, который в реальной деятельности человека всегда принимает конкретную форму» [7]. Поскольку фиктивные цели предопределены, обращаться к ним далее не будем, будем рассматривать только их «конкретную форму».
 
2) Экономико-социальные цели и политики (предвидимые экономические и социальные результаты деятельности, направление деятельности) которые как раз и определяют общую «конкретную форму» - определяют именно то направление деятельности и те принципы деятельности, которые приведут к набольшему превосходству и развитию организации, группы, человека. Это принимаемые общие цели - прогнозируемые экономико-социальные результаты деятельности и общие политики - сфера и принципы деятельности. Однако определить достижимость этих общих целей невозможно без целеполагания в предметной области. Постановка экономико-социальных целей – это только общее целеполагание. Реализация общих целей – общее целеосуществление.
 
3) Предметные цели (предвидимые результаты деятельности в принятой сфере деятельности: товары и услуги, технологии, средства производства, и т.д., а также сама организация как результат деятельности, внешняя среда), средства, планы и проекты их достижения. Постановка предметных целей, исходя из общих целей и принципов – это предметное целеполагание. Реализация предметных целей – предметное целеосуществление.
Эти цели и общие, и предметные, могут ставиться на разных уровнях иерархии организации, возможные варианты приведены в таблице 4.1.
 
Таблица 4.1. Уровни управления и результаты деятельности.
 
 Уровень управления  Полученная от вышестоящего руководителя цель Цели, выдаваемые подчиненным
Результат
Общее целеполагание организации Общие цели и политики организации Общие цели и политики подразделения Достигнутые общие цели, соответствие политик
Общее целеполагание подразделений Общие цели и политики подразделения Общие цели и политики подчиненных подразделений Достигнутые общие цели, соответствие политик
Предметное
целеполагание подразделений на базе общих целей
Общие цели и политики Предметные цели с предвидимым результатом Достигнутые общие цели, соответствие политик
Предметное целеполагание подразделений - декомпозиция заданных предметных целей Предметные цели с предвидимым результатом Предметные цели подчиненным подразделениям и членам организации с предвидимым результатом Интегрированные предметные результаты
Предметное целеполагание и
целеосуществление членов организации
Предметные цели Режимы и программы оборудования Предметные результаты

1. Три слагаемых социального управления << СОДЕРЖАНИЕ >> 3. Общее и предметное целеполагание и целеосуществление

__________________
Версия для печати


:
Наши статьи 2006-2025 годов
 
 
 
 
 

ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7(985) 998-85-99
 E-mail: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2025