ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II)
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Развитие организационной структуры
Семинары и тренинги
Наши статьи
Статьи 2019-2022 в формате PDF

       

Создание эффективной организации деятельности предприятия

Удаленные консультации по управленческому консалтингу

Консалтинговое сопровождение проектов заказчика

Разработка эффективной организационной документации

Наши консалтинговые проекты

Коммерческое предложение по повышению эффективности деятельности предприятия

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Наши семинары и тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших исследований 2006-2022 годов
(300)Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) ноябрь 2022
(175)Структурное подразделение как базовая основа предприятия ноябрь 2022
(361)Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение июль 2022

Начало
Гайда
(462)ГАЙД ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов, февраль, 2022

Организация и управление предприятием. Практические вопросы

Вопросы организации и управления стоят перед каждым предприятием. А учитывая то, что наши предприятия отстают по эффективности от западных в 3–4 раза и этот показатель никак не сокращается, — это уже не просто вопросы, а серьезные проблемы и отдельных предприятий, и всей нашей экономики.

Корень этих проблем организации и управления в том, что предприятие набирает персонал для достижения целей предприятия задаваемых собственником, но принимаемые руководители и рядовые работники исходят из своих личных интересов и достижения своих личных целей, в том числе даже и с нанесением ущерба предприятию. Соответственно в предприятии необходима организация по обеспечению направленности деятельности персонала на достижение целей предприятия и соответствующее управление. При этом, однако, как отмечал еще Макс Вебер, предприятие не имеет возможности «заставить» своих сотрудников подчиняться распоряжениям руководства. Оно может только вызвать у них более или менее соответствующее желание, пусть даже и под угрозами. И единственной такой угрозой является опасность увольнения, которая и обусловливает готовность к труду в рамках капиталистического трудового порядка [Вебер, 2016, с. 211]. В остальном «предприятие не имеет, ни полномочий, ни дисциплинарных мер, ни малейшего отличия от обычных рыночных контрактов между любыми двумя людьми» [Alchian, Demsetz, 1972, p. 777], и «человек сам решает, работать или бездельничать, в зависимости от того, во сколько ему обойдется его выбор» [Акерлоф, Шиллер, 2010, с. 136–137]. И предприятие не может «управлять» своим персоналом (как, например, извозчик управляет лошадью). Поэтому предприятие может организовываться не на базе «управления» персоналом, а на базе организации в предприятии такой ситуации, такой системы стимулов, при которой человек находил бы такие мотивы своей деятельности, при которых ему было бы выгодно работать в предприятии, и с таким уровнем труда в интересах предприятия, при котором ему не угрожало бы увольнение. Организация, которая направляет наемный персонал на труд по достижению целей предприятия, и дает необходимые ему личные результаты. И эта организация реально включает  следующую систему стимулов:

  1. Задания и распоряжения руководителя, исполнение которых поддерживается санкциями. Положительными (поддерживающими) при исполнении, и отрицательными (запрещающими) при неисполнении. При этом оценки исполнения базируется на личном субъективном решении руководителя. Однако руководитель не может постоянно давать задания и распоряжения — исполнение заданий и распоряжений подчиненный осуществляет автономно, лишь с некоторым внешним контролем (действенность которого достаточно ограничена).
  2. Формализованные (документированные) регламенты деятельности направленные на достижение целей предприятия. Это регламенты бизнес-процессов, технологические регламенты, и др., показывающие что и как должен делать работник. Опять же с положительными и отрицательными санкциями и внешним контролем руководителя за исполнением регламентов. Но формализовать можно только отдельные процессы, и далеко не полностью: во-первых, детализировать процессы невозможно до бесконечности, во-вторых, сами процессы зависят от реальной текущей ситуации. При любой формализации неизбежно остаются действия, которые не подлежат формализации.
  3. Задаваемые нормативными документами предприятия (а также и устными требованиями руководителя) принципы и правила деятельности персонала, в рамках которых персоналом должны принимать решения по аспектам деятельности, которые неформализованы и нерегламентированы (например, правила внутреннего трудового распорядка и др.). И в данном случае  с положительными и отрицательными санкциями и внешним контролем руководителя за исполнением принципов и правил.
  4. Внешние задаваемые стимулы — задаваемые измеримые показатели результатов и самой деятельности, за достижение которых выплачиваются премии, устанавливаются грейды, и т.д. Однако ни одна ограниченная система таких стимулов (а реально можно устанавливать не более 5-7 показателей из огромного их числа, большинство которых и неизмеримы) не определяет деятельность человека. Соответственно (к сожалению) при этом происходит дисфункциональность деятельности персонала — его направленность на вознаграждаемые направления деятельности и игнорирование невознаграждаемых. Кроме того возможно искусственное повышение вознаграждаемых показателей (накручивание) без всякой пользы (а то и даже с вредом) для предприятия. И давно уже показано, что такие системы в лучшем случае не приносят повышения эффективности (изменение эффективности от их внедрения находятся в рамках погрешности ее измерения), а в ряде случаев приносят явное снижение эффективности.

Заметим, что отмеченная система стимулов определяет внешние институты персонала (как формализованные, так и неформализованные), определяющие заданную деятельность направленную на достижение целей предприятия.

Однако реальная деятельность персонала определяется не положениями внешних институтов, а  теми вырабатываемыми коллективом положениями, которые приносят членам коллектива максимальные личные результаты — определяются сформированным коллективом внутренним институтом. И предприятию в конечном итоге необходимо формирование внутреннего института, но его формирование возможно только за счет формирования внешнего института, поддерживаемого санкциями. Управление предприятием осуществляется не «управлением» людьми — что невозможно, а формированием системы институтов, поддерживаемых положительными и отрицательными санкциями — формированием необходимой системой стимулов персонала.

Приведенные положения организации и управления предприятием мы выработали в ходе наших практических и теоретических исследований (с взаимным анализом сотен трудов классиков и современников экономики, социологии, психологии, социальной антропологии, кибернетики, менеджмента). В данном направлении мы написали целый ряд статей во многих рецензируемых журналах (например, «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Креативная экономика», и др.). А завершили исследования нашим «Гайдом по организации и управлению предприятием» (деп. в ВИНИТИ РАН 14.02.2022), который можно посмотреть и скачать в формате  PDF  (462). В этом Гайде рассмотрено и возникновение различных организаций и систем управления в различных условиях и различные периоды времени, и создания необходимых эффективных  систем стимулов при различных организациях предприятий, и комплексного создания эффективных предприятий.

Цитированная литература

Вебер М. 2016. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.T. I. Социология.

Акерлоф Дж., Шиллер Р. 2010. Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма. М.: ООО «Юнайтед Пресс».

Alchian A.A., Demsetz H. 1972. Production, Information Costs, and Economic Organization // The American Economic Review, Vol. 62, No. 5, pp. 777–795.


__________________
Версия для печати



Последние новости

26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"
05.04.2021
Завершены работы по консалтинговому проекту повышения эффективности с компанией "РЕМСТРОЙСЕТЬ"


Наши новые статьи

20.02.2023 Личный интерес человека — единственный фактор эффективности предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2023, № 1
Направленность деятельности персонала на достижение целей предприятия необходима, но этого не обеспечивает ни одна из существующих систем мотивации. Цель ... далее

11.11.2022 Концептуальные основы и практическое построение эффективного предприятия (Гайд II) Деп. в ВИНИТИ РАН 08.11.2022, № 45-В2022. 169 c.
Девять месяцев назад мы опубликовали наше исследование "Гайд по организации и управлению предприятием". А сейчас публикуем новое исследование, отличающееся ... далее

09.07.2022 Структурное подразделение как базовая основа предприятия Журнал "Менеджмент сегодня" 2022. № 3. С. 190-206
Вопросы повышения эффективности деятельности предприятия в научном плане подняты еще Ф. Тейлором более 100 лет назад, но до настоящего времени в основном ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru




© ООО «КОРПСИС», 2006-2023