О  КОМПАНИИ | НАША  МИССИЯ | НАШИ  УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Целеполагание и стратегическое управление социально-экономическим развитием организации
Управленческий консалтинг. Услуги
Статьи
 
Термины и определения

       

Коммерческое предложение консалтинговых услуг

Консалтинговый проект повышения эффективности деятельности предприятия

Эффективная система мотивации персонала

Наш договор консалтинга

Стандарты качества и гарантии результата наших консалтинговых услуг

Бесплатный экспресс-анализ деятельности предприятия

Семинары и тренинги "Развитие организации"

Коммерческое предложение по разработке организационной документации

Методика развития организации ВПМ

Парадигма предприятия СТОО


Некоторые наши публикации

Менеджмент сегодня №3 2017 г. «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации»

Системная инженерия №5 2017 г. «Мотивация, KPI и культура организации»

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 г. Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы»

Стратегический менеджмент №4 2014г. «Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация»

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 г. «Цель предприятия и стратегия ее достижения»

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
04.06.2013

Современная организация: натуральное хозяйство - товарное производство. Неразделимость

4. Неразделимость натурального хозяйства и товарного производства
 
Ковалевский называл «натуральное хозяйство» «хозяйством непосредственного потребления», а «товарное производство» - «меновым хозяйством». При этом он рассматривал их как взаимодополняющие и сосуществующие элементы любого реального хозяйства [12]. Мы также считаем, что это более корректно отражает суть вопроса: первый элемент основан на непосредственном потреблении производимых продуктов, второй – на производстве, обмене и потреблении, а не только на аспекте производства, которое без потребления не имеет смысла. Более того, «производство есть непосредственно также и потребление... В качестве нужды, в качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности. Но последняя есть исходный пункт реализации, а потому и ее господствующий момент – акт, в который снова превращается весь процесс. Индивид производит предмет и через его потребление возвращается опять к самому себе, но уже как производящий и воспроизводящий себя самого индивид. Потребление выступает, таким образом, как момент производства» [2].
 
Основной вопрос, который возникает в анализе любой деятельности человека, и в хозяйстве непосредственного потребления, и в меновом хозяйстве заключается в том, что движет человеком, что определяет его деятельность. «Мы ставим вопрос, можно ли в работе нашего душевного аппарата найти главную цель, и отвечаем на него в первом приближении, что эта цель состоит в получении удовольствия. Кажется, что вся наша душевная деятельность направлена на то, чтобы получать удовольствие и избегать неудовольствия, что она автоматически регулируется принципом удовольствия (Lustprinzip)» [13]. Однако этот путь ведет к самоуничтожению и «Под влиянием стремления организма к самосохранению этот принцип сменяется «принципом реальности», который, «не оставляя конечной цели – достижения удовольствия, откладывает возможности удовлетворения и временно терпит неудовольствие на длинном окольном пути к удовольствию» [11]. Эти принципы Фрейда непоколебимы и до настоящего времени: «Побудительные силы, экономические или иные, которые заставляют индивида предпринять экономическое действие, находятся вне сферы экономики; важны лишь результаты. Желание обрести удовлетворение есть единственная общепризнанная причина поведения» [14]. И все существующие системы хозяйствования – производства и потребления, соответствуют этому принципу.
 
Деятельность человека – это поиск и создание предметов удовлетворения его потребностей, самых разных, материальных и нематериальных, получения положительных эмоций. Собственно при хозяйстве непосредственного потребления этим человек и занимается 24 часа в сутки. При этом он получает положительные эмоции не только в процессе потребления, но и от создания предметов своего потребления - чем ближе и яснее поставленная цель, тем больше положительные эмоции. Чем ближе, например, к завершению постройка нашего дома, тем сильнее наши эмоции.
 
При меновом хозяйстве в свое рабочее время – в сфере производства, он зарабатывает деньги. При этом он производит продукт, который никогда не будет потреблять, он работает за вознаграждение, и его личный продукт – это заработная плата. В этом случае получение положительных эмоций от своей производственной деятельности под большим вопросом. Производит он, например, изо дня в день кирпичи, из которых кто-то будет строить свой дом, какие от такой работы у человека эмоции? Вряд ли положительные, он «временно терпит неудовольствие на длинном окольном пути к удовольствию». А во внерабочее время, уже вне сферы производства, он и осуществляет поиск предметов удовлетворения своих потребностей. Только часть предметов он приобретает за полученные деньги (экономика бартера), а часть предметов создает вне сферы производства, фактически, во внерабочее время действует сфера хозяйства непосредственного потребления, в которой нет обмена, и при коллективной деятельности действует экономика дара. Ведь за деньги можно купить далеко не всё, сколько бы их ни было. Но, отметим, что и во внерабочее время человек может производить продукты для обмена, продажи.
 
С другой стороны, человек не может, придя на работу, оставить все свое личное и восемь часов исполнять только свою производственную роль. Человек и на работе ищет и создает предметы удовлетворения своих потребностей, старается и на работе получать положительные эмоции, на то он и человек. Только здесь его возможности существенно ограничены. Хозяйство непосредственного потребления и меновое хозяйство являются «взаимодополняющими и сосуществующими элементами» и в целом, и в «рабочее время», и во «внерабочее время».

«Товарное же производство» в классическом виде низводит человека в рабочее время к «рабочей силе», лишенной всего человеческого, а внерабочее время просто не рассматривает. Это можно проследить и у Генри Форда, и в принципах американского менеджмента прошлого века (раздел 1), и у Макса Вебера: «Вместо человеческого участия, покровительства, ласки, благодарности и гнева, … современная культура требует от административного аппарата, который ее поддерживает, деловитости и специализации. Современная бюрократия безлична...» [15]. Он писал также, что производство требует такого административного аппарата, который сможет калькулировать результаты деятельности человека – выдавать механистически выработанное решение. Такая связь результата деятельности и вознаграждения конечно необходима в любой рациональной организации, направленной на достижение поставленной цели, но не достаточна – человек – не бесчувственный механизм. Товарное производство ставит продукт выше человека, признает только рациональные аспекты деятельности (направленные на создание продукции) и не признает социальные.

Но такое положение, когда человек низводится до уровня рабочей силы создающей продукцию, вызывает и внутренний протест, и усталость, и потерю качества, и, при монотонной механической работе, даже деградацию человека, вызывает соответствующее снижение производительности труда, особенно в областях когда внешний контроль затруднен. Поэтому любая организация, желающая добиваться высоких экономических результатов, должна рассматривать себя системно, и как хозяйство непосредственного потребления своих членов, удовлетворяющее их потребности (внутренняя социальная роль), и как часть менового хозяйства, обеспечивающая продукцию для внешнего потребителя (рациональная роль и, одновременно, внешняя социальная роль).
 
В принципе, время современного человека можно разделить на рабочее время и внерабочее время. Но и в рабочее время, и во внерабочее время человек осуществляет деятельность и в сфере хозяйства обмена, и в сфере хозяйства натурального обмена. В рабочее время он производит продукт обмена для организации и, в свободное от этого время, продукты личного потребления и продукты потребления группы в которую он входит - в основном нематериальные продукты, дающие положительные эмоции. Во внерабочее время он также может производить продукты для обмена – за оплату, но, в основном, он бесплатно производит необходимые продукты непосредственного потребления, и не только собственного потребления, но и потребления своей семьи, социальной группы, в которую он входит, своей страны. Например, работая волонтером. Причем производить бесплатно и материальные, и нематериальные продукты. Но человек не будет работать бесплатно для создания продуктов, которые на что-то обмениваются, которые будут проданы на рынке. Человек готов работать бесплатно только на видимый конечный социальный результат.
 

__________________
Версия для печати

Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Современная организация: натуральное хозяйство - товарное производство"



22.06.2013 21:53  Данил

Цитата:
Но такое положение, когда человек низводится до уровня рабочей силы создающей продукцию, вызывает и внутренний протест, и усталость, и потерю качества, и, при монотонной механической работе, даже деградацию человека, вызывает соответствующее снижение производительности труда, особенно в областях когда внешний контроль затруднен


В связи с этим интересно, что вы думаете о Хоторнском эксперименте?
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82


22.06.2013 21:58  Данил

Как я понял, вы являетесь сторонниками того, чтобы ввести элементы "натурального хозяйства" в бизнес? Очеловечить его?


23.06.2013 10:58  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Предварительно приведу цитату из книги Пригожина «Современная социология организаций»:
Цитата:
Организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей
Когда компания может существовать, игнорируя индивидуальные цели своих работников? Это рабство, безработица, низкий уровень культуры других компаний. Но, с развитием общества, индивидуальные цели работников и цели собственника встают на один уровень. Работника больше не устраивает оплата его как рабочей силы. Ему ценны и уважение, внимание, другие человеческие потребности, так же как и собственнику.
И, при этом, он соответственно и более эффективно работает, даже за ту же зарплату. И более эффективными и конкурентоспособными становятся компании с человеческим отношением к человеку.

Это собственно и показал Хоторнский эксперимент.

02.02.2014 16:10  Наталия

Какой организационный строй будет на земле в будущем?

02.02.2014 19:15  Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

В гуманитарных науках нет такого закрепившегося термина как "организационный строй". Возможно Вы имеете в виду то, что называют общественный строй? Каким будет в отдалённом будущем общественный строй на всей Земле мы ответить с уверенностью не можем. Если мировая экономика будет развиваться дальше, а вместе с ней будет расти и научно-технический прогресс, то возможно усиление демократических начал в обществе, роста прозрачности деловых коммуникаций и роста горизонтальных отношений. Если человечество будет ввергнуто в хаос войн и экономических кризисов, то возможна деградация социальной структуры с реинкарнацией патриархальных и архаичных отношений, экономическая дезинтеграция и доминирование авторитарных отношений.



Мы будем рады ответить на Ваши вопросы по статье "Современная организация: натуральное хозяйство - товарное производство", рассмотреть Ваши замечения и отзывы. Введите Ваше имя и текст.
Имя
Текст


Наши консалтинговые услуги:
В связи с завершением отработки нашей методологии консалтинговых работ время проведения работ, а соответственно и цены, понижены, качество - повышено.

Последние новости

02.04.2019
Заключен Договор с компанией "МАСЛ ФЕКТОРИ"
03.08.2017
Заключен договор с холдингом «Рублевский» на проведение консалтингового проекта
20.07.2017
Проведен корпоративный семинар по новой теме «Новая парадигма предприятия. Практическое повышение эффективности»



Последние вопросы, ответы, комментарии по разделу "Организация"

Инструменты декомпозиции целей организации?


03.06.2019 15:57   Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.   Статья: Организация предприятия: принципы построения дерева целей

Цели организации - это неразложимые цели [Nickerson J., Zenger, T. A knowledge-based theory of the firm – the problem-solving perspective // Organization Science, 2004, n.15, pp. 617–32]. Как, например, разложить цель повышения прибыли на ее составляющие? Никаких таких составляющих просто нет!

Никакие логически построенные алгоритмы декомпозиции организационных целей невозможны. Джек Уэлч, один из самых успешных топ-менеджеров в мире, говорил, что такие решения он «нутром чувствует», на основании интуиции, а не анализа.

Таким образом, единственный инструмент декомпозиции организационных целей - это человек, имеющий такой опыт, такую интуицию, что может принимать решения по декомпозиции целей "нутром".



Наши новые статьи

14.03.2019 Эффективная организация деятельности предприятия. Историко-институциональный подход Деп. в ВИНИТИ РАН 27.02.2019, № 11-В2019. 111 с.
Целью статьи является определение путей повышения эффективности деятельности предприятия. Исследование базируется на изучении различных форм организации деятельности начиная с первобытных общин, трех видов экономических ... далее

21.01.2019 Основные проблемы корпоративного управления и их разрешение Деп. в ВИНИТИ РАН 17.01.2019, № 1-В2019, 40 с.
Одна из первых проблем корпоративного управления была показана еще Адамом Смитом – это проблема того, что капитал собственника не находится под его непосредственным контролем и в его распоряжении. Далее был выявлен и ... далее

01.12.2018 Решение проблемы мотивации персонала Журнал "Мотивация и управление персоналом" №3 2018 г.
Проблема мотивации персонала до настоящего времени так и не решена, несмотря на большое число исследований в данной сфере. Это можно осуществить только на базе современных трудов ученых в области теорий транзакционных ... далее

21.11.2018 Проблема мотивации персонала: практическое решение Журнал "Мотивация и управление персоналом" №4 2018 г.
В статье описано коллективное целеполагание с определением эффективных средств достижения целей и предоставлением персоналу прав собственности на результаты деятельности предприятия, что обеспечивает внутреннюю ... далее

09.08.2018 Основные положения парадигмы собственника эффективного предприятия Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" № 6, 2018
Показано, что социально-экономические результаты предприятия являются следствием созданной в нем институциональной и организационной среды. По мнению авторов, управление предприятием со стороны собственника в основном ... далее


  

ООО «Корпоративные системы управления- КОРПСИС»
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Адрес: 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, с. 7, оф. 29
Тел. 8 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru





© 2006—2019 CopSys.ru