Два единственных пути повышения эффективности предприятия. Капитал человека
3.2. Капитал человека
Капитал человека — это сложное многогранное понятие, включающее внутренний (человеческий) и внешний капитал; материальный и нематериальный капитал, капитал, находящийся в постоянном обороте. А также капитал социальных организаций, как малых групп, так и предприятия. Эти вопросы рассмотрены нами в статье «Социальные отношения и производительные силы: ретроспектива, состояние и перспективы» [Жемчуговы 2020c]. Здесь мы приведем необходимые основные положения.
3.2.1. Капитал человека
Впервые аналогию материального и нематериального капитала показали еще Адам Смит и Альфред Маршалл. Ведь человек, получивший с затратой большого труда высокие компетенции и навыки как свой внутренний капитал, должен получать и прибыль на этот капитал, равный этой сумме его расходов [Смит 2017]. И понятие квазиренты «применимо и к специальным доходам от природных способностей и умения» [Маршалл 2012]. Альфред Маршалл называл капитал человека «благами человека» дал их детальную структуру. Он выделял материальные личные блага «которыми он владеет (в силу закона или обычая) на правах частной собственности» [Маршалл 2012] и коллективные блага, и «коллективные блага, т.е. блага, которые не находятся в частной 4». Внутренние нематериальные блага человека — «личный капитал» — это «его собственные качества и способности к действию и наслаждениям; таковы, например, деловые способности, профессиональное мастерство или способность получать удовольствие от чтения и музыки <...> собственные личные свойства и способности, даже те, которые дают ему возможность зарабатывать себе на жизнь» [Маршалл 2012]. Внешние нематериальные блага — «нематериальные блага, которые принадлежат человеку <…> и прямо служат в качестве средств, позволяющих ему приобретать материальные блага <…> его деловые и профессиональные связи, организация его предприятия» [Маршалл 2012]. Френк Найт также отмечал, что «возможные объекты прав собственности распадаются на два основных класса: личные способности, присущие индивиду, и материальные предметы» [Найт 2013], но классификации их не приводил. При этом он отмечал, что «личные способности индивида <…> упорно не хотят отличаться, в экономическом контексте, от материальных благ» [Найт 2013].
Джон Локк писал: «Каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности, на которую никто, кроме него самого, не имеет никаких прав» [Локк 1988, с. 277] — обладает внутренним человеческим капиталом.
В 1956 году учеником Фрэнка Найта Милтоном Фридменом, был введен термин «человеческий капитал» [Фридмен 1996.]. Человеческий капитал рассматривался, во-первых, как одна из форм богатства, а во-вторых, как специфический ресурс с определенным набором характеристик, способный приносить доход. С нашей точки зрения — ресурс, способный к расширенному воспроизводству своего капитала двумя путями. С взаимовыгодным обменом труда и вознаграждения с предприятием — бюрократическая система с использованием человеческого капитала и противоположностью интересов. Или, совместно с предприятием, с взаимовыгодным обменом совместно производимых продуктов с внешней средой — партнерская система с общностью интересов и согласованно распределяемых результатов.
В основном большинство исследователей определяют только человеческий капитал, как способности, умения и навыки, которые могут приносить выгоду, и в которые необходимо инвестировать. Однако на наш взгляд это несколько ограниченный подход. Во-первых, выгоду приносит не только внутренний, а и внешний капитал человека. Во-вторых, выгода, по Беккеру, это и денежная выгода, и неденежная — это рост и внутреннего капитала, и внешнего, совокупного капитала. Соответственно нам ближе подход Альфреда Маршалла и его последователей.
_____________________
44 Например, блага, которые «человек получает от проживания в определенном месте и в определенное время и от принадлежности к какому-либо государству или сообществу» [Маршалл 2012].