Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Два пути повышения эффективности. Практическое построение партнерского предприятия
5.6. Практическое построение партнерского предприятия
5.6.1. Две возможные цели создания предприятия
Практическое построение любого предприятия включает следующие направления: подбор персонала, организационная структура, институт («правила игры»), стратегия. И это не отдельные этапы — это единая взаимоувязанная деятельность. Как по отмеченным направлениям, так и по иерархии предприятия. Поскольку персонал, и институт, и стратегия, имеют иерархическую структуру. А сама структура зависит от персонала, института, стратегии. Основным фактором, определяющим деятельность любого предприятия является персонал, и его подбор должен осуществляться не только по техническим, но и даже в большей степени по человеческим характеристикам, моральным и этическим соображениям [Becker 1993, с. 5]. Таких людей не много, и они не занимаются оппортунистской деятельностью даже при явных личных выгодах.
Собственник может строить свое предприятие или как вложение своего капитала с целью получения дивидендов, или как организация и ведение своего бизнеса с целью развития предприятия и его результатов. В первом случае, однако, капитал собственника «не оказывается под его непосредственным контролем и в его распоряжении» [Смит 2017 , с. 443]. И собственник «не может точно наблюдать за тем, как генеральный директор управляет компанией» [Hart, Holmström 2016, с. 6]. В итоге «фирма выходит из-под контроля ее первоначальных основателей, контроль над ней сосредоточивается преимущественно в руках ее "директоров"» [Маршалл 2012, с. 1003], и собственнику остается лишь внешне наблюдать за предприятием «довольствуясь получением такого полугодового или годового дивиденда, какой директора сочтут нужным выдать им» [Смит 2017, с. 691]. Практически лишь немного превышая банковский процент, в противном случае над директорами нависает опасность увольнения. Но не такая уж действенная: они концентрируют у себя всю ключевую информацию предприятия и держат ее в тайне [Вебер 2006] — уволить их достаточно проблематично.
При ведении собственного бизнеса собственник сам владеет всей ключевой информацией и держит персонал в определенных им рамках. Соответственно он может четко контролировать результаты предприятия. При бюрократической системе только путем формального контроля, что однако недостаточно эффективно и затратно. При партнерской — за счет создания института, ориентированного на достижение целей предприятия. И этот институт обеспечивает и более высокую эффективность деятельности предприятия.
__________________ Версия для печати
|
|