Бесплатный анализ бизнеса предприятия
Анализ деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления
Корпоративные семинары и семинары-тренинги
Наши публикации разных лет
Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия
Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации
Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов
Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы
Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация
Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения
Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия
Основные публикации
|
|
Ключевые положения и неформальный институт предприятия
1.2. Ключевые положения и неформальный институт предприятия
Главной из институциональных проблем для собственника является проблема «морального риска», которую Оливер Харт и Бенгт Хольмстрём описывают так: «Принципал нанимает агента для совершения определенных действий от имени принципала. Однако Принципал не может непосредственно наблюдать за действиями агента, что создает проблему морального риска: агент может предпринимать действия, которые увеличивают его собственный выигрыш, но уменьшают общий избыток отношений» [Hart, Holmström, 2016]. И невозможно создать формальные моральные нормы, контроль которых ликвидировал или хотя бы минимизировал «моральный риск» — они не поддаются внешнему формальному контролю. Сюда же относится и известная всем проблема «безбилетника». Такие проблемы могут эффективно решаться только внутренним контролем коллектива — сформированной организационной культурой, направленной на достижение целей предприятия (сформированными «правилами игры»). Однако все формальные нормы становятся нормами коллектива только тогда, когда их соблюдение приносит личный результат коллективу. Соответственно все формируемые ключевые положения, как собственника, так и предприятия и его подразделений будут нормами коллектива — которым коллектив будет следовать и контролировать их следование членами коллектива только тогда, когда эти ключевые положения будут приносить положительные результаты коллективу, а не только выражать требования по повышению результатов предприятия. Только тогда, когда ключевые положения предприятия и его подразделений ориентированы и на результаты предприятия (собственника), и на результаты персонала, только тогда эти положения будут реально действующим неформальным институтом предприятия. Если же формально заданные ключевые положения не будут этому соответствовать, или когда система ключевых положений будет неполной и недостаточной, персонал сам будет вырабатывать неформальные ключевые положения, которым он будет следовать, создавая проблему «морального риска» для собственника, да и всех руководителей.
Причина морального риска в «асимметрии информации» [Akerlof26, 1970] и вытекающих остаточных правах контроля активом [Харт, 2001]. Руководитель (принципал) всегда обладает меньшей информацией о текущей деятельности подчиненного (агента), о его возможностях. И подчиненный может получать более высокие результаты, чем те, о которых может предполагать руководитель. И соответствующую разницу подчиненный считает своей собственной заслугой и своей собственностью. Оливер Харт писал: «Фактически в этой работе право собственности на актив мы отождествляем с обладанием остаточными правами контроля над этим активом, то есть с правом использовать актив любым способом, коль скоро это не связано с конкретными правами, отказ от которых предусмотрен первоначальным контрактом» [Харт, 2001]. Подчиненный может использовать их по своему усмотрению, и в личных целях, и в целях предприятия27, — так, как принято в «правилах игры», на сколько сформированный неформальный институт предприятия соответствует декларированным ключевым положениям предприятия.
Можно выделить следующие составляющие системы ключевых положений собственника, без которых система будет недостаточна и не будет отражать деятельность предприятия и достигаемые им результаты.
__________________
26 Джордж Акерлоф — лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года.
27 Это отмечал ранее Френк Найт еще в 1921 году: «Те, кто осуществляет стратегический контроль в некотором бизнесе, почти наверняка располагают большими возможностями предвидеть будущие доходы от этого бизнеса, чем прочие лица, и трудно воспрепятствовать извлечению ими выгоды из своего положения в ущерб их эффективности в качестве командиров производства. С этим во многом связана «проблема корпорации» [Найт, 2013, с. 316].
__________________ Версия для печати
|
|