ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99

О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ

Наш путь не "разработан", а выявлен в ходе наших 18-летних консалтинговых услуг с параллельными теоретическими исследованиями. Получен сопоставительным анализом наших практических результатов, результатов, полученных антропологами Марселем Моссом, Брониславот Малиновским, Марселем Годелье, с положениями отцов-основателей социологии: Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера. А там, где социология не помогала, например, в целеполагании – с положениями основателей психоанализа Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Карла Юнга. А также сопоставительным анализом и положениями целого ряда лауреатов Нобелевских премий, известных современных российских и зарубежных авторов.

.
Аналитические статьи по организации и эффективности деятельности предприятия
Консалтинг Современный менеджмент
Мотивация и культура
Стратегическое управлениеОргструктуры управленияМенеджмент качестваСтатьи PDF 2019–2024
Наши статьи "Современный менеджмент":

Начало статьи (390) Основная проблема организации и управления предприятием и ее разрешение
ВИНИТИ, 04.07.2022. No 30-В2022. 17 с.
А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов

Ключевые положения и неформальный институт предприятия

1.2. Ключевые положения и неформальный институт предприятия

Главной из институциональных проблем для собственника является проблема «морального риска», которую Оливер Харт и Бенгт Хольмстрём описывают так: «Принципал нанимает агента для совершения определенных действий от имени принципала. Однако Принципал не может непосредственно наблюдать за действиями агента, что создает проблему морального риска: агент может предпринимать действия, которые увеличивают его собственный выигрыш, но уменьшают общий избыток отношений» [Hart, Holmström, 2016]. И невозможно создать формальные моральные нормы, контроль которых ликвидировал или хотя бы минимизировал «моральный риск» — они не поддаются внешнему формальному контролю. Сюда же относится и известная всем проблема «безбилетника». Такие проблемы могут эффективно решаться только внутренним контролем коллектива — сформированной организационной культурой, направленной на достижение целей предприятия (сформированными «правилами игры»). Однако все формальные нормы становятся нормами коллектива только тогда, когда их соблюдение приносит личный результат коллективу. Соответственно все формируемые ключевые положения, как собственника, так и предприятия и его подразделений будут нормами коллектива — которым коллектив будет следовать и контролировать их следование членами коллектива только тогда, когда эти ключевые положения будут приносить положительные результаты коллективу, а не только выражать требования по повышению результатов предприятия. Только тогда, когда ключевые положения предприятия и его подразделений ориентированы и на результаты предприятия (собственника), и на результаты персонала, только тогда эти положения будут реально действующим неформальным институтом предприятия. Если же формально заданные ключевые положения не будут этому соответствовать, или когда система ключевых положений будет неполной и недостаточной, персонал сам будет вырабатывать неформальные ключевые положения, которым он будет следовать, создавая проблему «морального риска» для собственника, да и всех руководителей.

Причина морального риска в «асимметрии информации» [Akerlof26, 1970] и вытекающих остаточных правах контроля активом [Харт, 2001]. Руководитель (принципал) всегда обладает меньшей информацией о текущей деятельности подчиненного (агента), о его возможностях. И подчиненный может получать более высокие результаты, чем те, о которых может предполагать руководитель. И соответствующую разницу подчиненный считает своей собственной заслугой и своей собственностью. Оливер Харт писал: «Фактически в этой работе право собственности на актив мы отождествляем с обладанием остаточными правами контроля над этим активом, то есть с правом использовать актив любым способом, коль скоро это не связано с конкретными правами, отказ от которых предусмотрен первоначальным контрактом» [Харт, 2001]. Подчиненный может использовать их по своему усмотрению, и в личных целях, и в целях предприятия27, — так, как принято в «правилах игры», на сколько сформированный неформальный институт предприятия соответствует декларированным ключевым положениям предприятия.

Можно выделить следующие составляющие системы ключевых положений собственника, без которых система будет недостаточна и не будет отражать деятельность предприятия и достигаемые им результаты.
__________________
26 Джордж Акерлоф — лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года.

27 Это отмечал ранее Френк Найт еще в 1921 году: «Те, кто осуществляет стратегический контроль в некотором бизнесе, почти наверняка располагают большими возможностями предвидеть будущие доходы от этого бизнеса, чем прочие лица, и трудно воспрепятствовать извлечению ими выгоды из своего положения в ущерб их эффективности в качестве командиров производства. С этим во многом связана «проблема корпорации» [Найт, 2013, с. 316].

1.1. Цели и видение предприятия, сформулированные ключевые положения << СОДЕРЖАНИЕ >> 1.3. Основные ключевые положения

 


__________________
Версия для печати


:

Наши новые статьи

03.07.2024 Единая солидарная система регламентов ЕССР Деп. в ВИНИТИ РАН 08.07.2024, № 26-В2024, 37 с.
В настоящее время – время интеллектуального труда – его измерение невозможно. И системы мотивации не работают в принципе. Единственный путь повышения ... далее

04.05.2024 Методика организации деятельности предприятия, обеспечивающая максимальную эффективность его деятельности Деп. в ВИНИТИ РАН 06.05.2024, № 18 – В024
Настоящая статья является развитием нашей методики организации деятельности предприятия, обеспечивающей максимальную эффективность его деятельности, ... далее

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее



       
ООО Корпоративные системы управления («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества
Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru

© ООО «КОРПСИС», 2006-2024